В 1934 году на Балтийской косе близ немецкого Пиллау (ныне Балтийск) началось строительство всепогодного аэродрома, считавшегося одним из лучших во всей Германии. В годы войны самолеты, взлетавшие с аэродрома Нойтиф, контролировали всю юго-западню часть Балтийского моря. В 1945 году аэродром достался нам, и вот как он выглядит сейчас.
Еще в последние месяцы войны захваченный аэродром использовался советской авиацией, а в послевоенные годы здесь несколько десятилетий базировались специальные эскадрильи. Но как это часто бывало, в 90-е годы базировавшиеся в Нойтифе авиационные подразделения были расформированы, а оставшиеся самолеты списаны на металлолом.
Вход на бывший аэродром
Один из ангаров
Сейчас аэродром находится в полнейшем запустении и большинство построек уже скрыл лес, хотя в 30-е годы немцами здесь были построены 3 больших бетонных ангара для самолетов и 3 металлических ангара, два из которых до наших дней не дожили. Помимо этого и 2 взлетно-посадочных полос, одна из которых тоже практически полностью заросла, аэродром обслуживали десятки других зданий - самолетные и оружейные мастерские, склады, насосная станция, котельная, установки для хранения и заправки топливом в гавани и на аэродроме, трансформаторная подстанция, казармы для персонала, хозяйственные постройки и даже казино. Чуть в стороне от аэродрома находился жилой поселок со школой и магазинами, обитаемый и сейчас. Кроме того, почти все ангары защищались зенитными оружиями, а немного южнее находилась береговая зенитная батарея "Каддиг".
На входе на территорию аэродрома нас встречает какое-то административное здание с башней с часами, возможно, бывшая диспетчерская вышка
Здание практически заброшено, но удивляет качество кирпича, из которого оно было сложено, кажется, что оно построено только вчера - кирпич не потрескался, не облупился и не потерял цвет.
У этого здания сейчас сушатся сети, а внутри находится некое рыболовецкое предприятие
Посетителям доступны несколько ангаров, но ближе всего ангар номер 6, он был расположен дальше всего от взлетно-посадочной полосы. Его длина составляет 100 метров, и под крышей могли размещаться до 24 самолетов
Несмотря на полное запустение, ангар выглядит достаточно надежным
Под крышей ангара видны направляющие рельсы для перемещение воздушных суден
А вот состояние боковых помещений совсем плохое
На многие ангары даже можно залезть и пройтись по крышам
Немного дальше виден еще один похожий ангар, а за ним еще два
В лесочке рядом доживают своей век какие-то полуразрушенные здания
Перед ангаром в небольшой бухте немцы оборудовали гавань, которая использовалась уже для гидросамолетов
Лодки местных рыбаков
Пирс гавани, похоже, после войны не использовался, так как он держится на добром слове, все металлические конструкции проржавели, а бетон развалился
Рядом с берегом виден остов затонувшего судна
Рядом небольшой буксир, отданный на растерзание туристам
С пирса достаточно неплохо виден один из судоремонтных доков Балтийского флота на другом берегу
Примерно в 2 км от первых ангаров находится бетонная взлетно-посадочная полоса, а за ней остатки второй, построенный под углом в 45 градусов к первой, что и обеспечивало всепогодность аэродрома
Перед аэродромом сохранился жилой поселок, где жили летчики и сотрудники аэродрома с семьями, это 4 жилых дома, столовая и несколько других построек
Жилой дом поселка при аэродроме
Добраться на аэродром удобнее всего на пароме из Балтийска. Туристы прибывают на Балтийскую косу, чтобы прогуляться по ее дюнам, увидеть старую крепость, расположенную недалеко от аэродрома, пособирать в сезон рыжиков, ну и увидеть старый немецкий аэродром. На косу удобнее всего ехать без машины, так как с ней вы можете несколько часов простоять в очереди. На месте все в пешей доступности, или можно взять в прокате велосипед.
Для осмотра Балтийской косы и самого Балтийска удобнее всего в самом Балтийске и ночевать. Выбор жилья тут небольшой, поэтому я рекомендую практически единственный хороший отель в городе
Amber shore resort hotel, при котором также находится и один из лучших ресторанов Балтийска.