Вот что значит болеть в античные времена? Любое недомогание смертельно опасно, так как нет ни лекарств, ни нужных знаний, ни специальных людей, занимающихся лечением. Изучая руины древних городов, вы не найдете больниц и лазаретов - все это появилось значительно позже. Однако в греческом пантеоне был бог, отвечающий за здоровье - Асклепий. Его святилища назывались Асклепионы и там лечили людей. А центром культа этого бога был небольшой город Эпидавр в Арголиде.
Эпидавр - древний город, сравнимый с соседними
Микенами,
Аргосом и другими городами Бронзового века. Однако до того, как тут появился культ Асклепия всегреческого значения, о городе практически ничего не было известно. Правда, мало что изменилось и с появлением Асклепиона, так как святилище находилось в 8 км от города, а сам Эпидавр стал лишь его портом на берегу Саронического залива. Тем не менее, даже этому Эпидавр обязан тем, что по легенде именно здесь родился сын Аполлона и смертной - Асклепий. Во II и начале I тысячелетия здесь находился храм, посвященный Аполлону Малеатасу и только в VI веке до н.э. было построено более обширное святилище, посвященное именно сыну бога. В IV - III веках Эпидавр получает максимальную известность. При римлянах и даже христианах тут продолжают лечить, но часто случаются нападения и разграбления. В середине I тысячелетия нашей эры жизнь оставляет эти места.
В наши же дни мы знаем о Эпидавре даже не по его врачебным практикам, а по самому большому из сохранившихся классических греческих театров в мире. Об этом театре я уже
рассказывал тут.
Правда театр также был подчинен той же системе, что и большинство остальных зданий города. Древние считали, что созерцание театральных представлений, а также слушание музыки способствует выздоровлению. А так как пациентов было много, то массовые сеансы устраивали в очень большом театре.
Но театр далеко не единственное здание, что сохранилось в Эпидавре. Но и тут стоит оговориться. Сам Эпидавр - это небольшой городок на берегу моря в 8 км к востоку от святилища. Там сохранился маленький театр и еще несколько руин. Когда мы говорим об Эпидавре, то, все-таки, подразумеваем именно святилище, как
Дельфы, которые не были городом в прямом смысле этого слова.
Ближе всего к театру находится Катагогион, весьма редкое для античной архитектуры строение. Его назначение - гостиница для паломников, больных и их спутников. Оно представляло из себя квадратное двухэтажное здание, построенное в IV веке до н.э. Комплекс делился на 4 корпуса, в каждом был свой двор, окруженный колоннами, а за ними два этажа комнат, всего 160 жилых помещений. Интересно, что западное крыло комплекса не было соединено с восточным, что, в частности, может быть объяснено возможными мерами изоляции в случае эпидемий.
Остатки Катагогиона
В римские времена здание было отремонтировано, но через пару веков все равно разрушилось. Тогда камни Катагогиона были использованы для возведения других зданий святилища.
Недалеко от гостиница святилища находится основной комплекс, состоящий из множества различных зданий
Территория основного комплекса святилища
Основная территория святилища на аэрофотоснимках 1985 года
Самыми первыми идут греческие бани - какое же здоровье без телесной чистоты? Это самые старые бани комплекса, они были возведены около 300 года до н.э., все остальные бани уже были построены при римлянах. Само здание прямоугольное, в центре находился большой внутренний двор. Судя по наличию остатков лестницы, у бань был второй этаж. Вода в бани поступала по каменному водопроводу, часть которого сохранилась до наших дней. Во времена Римской империи в банях была построена система резервуаров для воды, а также 2 бассейна. Местные власти планируют восстановить здание, как это сделано с некоторыми соседними объектами
Греческие бани
Следующим зданием идет Хестиаторион, который часто указывают как Гимнасий (площадка для спортивных тренировок). Он был возведен около 300 года до н.э., и в этом здании происходили банкеты - сакральное потребление пищи в честь Асклепия. Размер здания был 76 на 70 метров. Внутри здания был большой внутренний двор, окруженный 16 колоннами дорического ордера. Вокруг двора находились различные комнаты, где и происходил ритуальный прием пищи. Однако по своим характеристикам здание полностью соответствует и Гимнасию, вероятно, это второе его назначение
Хестиаторион
В центре огороженной площадки Хестиаториона можно увидеть остатки другого строения. В конце II - начале III века римляне возвели во внутреннем дворе здания Одеон - минитеатр, место для песенных состязаний
В центре Одеон
У Хестиаториона был свой монументальный главный вход в виде Пропилона - храмообразного здания с 6 колоннами. Однако при римлянах Пропилон был превращен в обычный храм, посвященный богине Гигиене, а вход в остальную часть комплекса был закрыт
Пропилон/храм, частично восстановленный
Далее находилось еще одно здание квадратной формы, на этот раз это было святилище египетских богов. Дело в том, что здесь часто бывали пациенты из Египта, у них был свой пантеон, поэтому в греческих городах восточного и южного Средиземноморья часто строились подобные святилища, чтобы иностранным гостям было удобно.
Вход в святилище
У здания был центральный холл, в конце которого находилось несколько алтарей для подношений. На центральном алтаре стояли статуи египетских вариантов Гигиены, Аполлона и Асклепия. Другие помещения использовались для различных церемоний, в одной из комнат находился бассейн. Согласно Павсанию здание было построена во II веке нашей эры.
Центральный холл святилища с алтарем в конце
Теперь тут бегает ящерка
Центром святилища был храм Асклепия, но от него вообще ничего не осталось, кроме огороженного прямоугольного основания
Пустырь - место, где был храм Асклепия
Рядом с храмом Асклепия было еще несколько небольших храмов, среди них был храм Артемиды Гекаты (богиня охоты). Артемида была сестрой Аполлона и, условно говоря, тетей Асклепия, почему ей здесь также поклонялись, как минимум, с V века до н.э. Само здание построено в IV веке до н.э., напротив входа в храм располагался храмовый алтарь. Чуть дальше был еще один, судя по карте, маленький храм в честь Фемиды - титанида, правда какое она, богиня правосудия, имеет отношение к Асклепию - непонятно. В метрах ста от этой части святилища был еще один храм - в честь Афродиты.
Основание и рампа-вход в храм Артемиды
Тут же находилось еще несколько зданий, среди них был и дом, где жили жрецы Асклепия
Дом жрецов
Одним из центральных сооружений святилища, также рядом с храмом Асклепию, был Толос - круглый храм с колоннами, его сейчас активно восстанавливают. Однако Толосом здание назвал римский путешественник Павсаний, согласно надписям это Фимела - жертвенник или алтарь. Ряд с ним как раз находился храм самого Асклепия. Он IV века до н.э. постройки.
Ученые долгое время не понимали для каких целей был построен этот Толос. По свидетельствам уже христианских авторов IV века нашей эры Толос был местом, где умер Асклепий. Здесь его своей молнией поразил Зевс и отправил в царство Аида
Сейчас этого уже не видно, но в центре сооружения был подвал, внутри которого находился лабиринт. Историки считают, что сюда, в мнимый Подземный мир спускались больные и здесь Асклепий восстанавливал их здоровье
Рядом с Толосом находится еще одно интересное здание, также частично восстановленное - Абатон или Энкоиметерион. В этом месте прибывшие в святилище больные проводили первую ночь. Считалось, что им во сне являлся сам бог врачевания и говорил, что и как нужно лечить, тут же проходило излечение.
Само здание представляло из себя более привычную нам Стою - 70-метровую двухуровневую галерею с колоннами, построенную в начале IV века до н.э. А "Абатон" значило - непроницаемая, то есть, сюда могли попасть только те, кто подготовился ко встрече с богом. Также здесь находился еще и священный колодец.
Судя по археологическим данным данная процедура проводилась, как минимум, с середины VI века до н.э., но в меньших зданиях, находившихся на этом месте или в непосредственной близости
Энкоиметерион
Само таинство лечения через сон происходило на нижнем уровне здания. В помещении за узкой дверью были каменные скамейки. Судя по всему на них происходили какие-то процедуры, после которых пациенты ложились на сырую землю спать. На верхнем уровне же происходило приготовление ко сну, в частности, больные умывались водой из священного колодца.
Рядом храмом Асклепия, Толосом и Абатоном находились еще одни бани, совмещенные с библиотекой
Остатки бань, примыкающие к Абатону
На краю комплекса находилась Стоя Котиса, а также еще одни римские бани - Акоя (как их назвал Павсаний от римского аква - вода). Когда бани были построены - неизвестно, но во II веке нашей эры их отремонтировали. Здание бань было соединено с фонтаном, который наполнялся ручьем с соседней горы. Но фонтанов, вместе с прилегающими резервуарами, было два. Они находились почти один за другим. Первый назывался Священным фонтаном, второй Дорическим фонтаном. Оба они были построены в III веке до н.э.
Стоя Котиса была названа в честь своего мецената. Это здание построено в III веке до н.э. В галерее за колоннами находились, судя по всему, небольшие торговые лавки. Путешественник Павсаний пишет, что во II веке нашей эры это здание, как и многие другие здания святилища были отремонтированы на деньги римского сенатора Антония.
Остатки Стои
Немного в стороне среди деревьев можно заметить остатки еще одного строения - Пропилеи. Это был главный вход в святилище, здесь заканчивались дороги из Эпидавра и остальной Арголиды. Он также, как и большинство строений, относится к 300 году постройки. Сразу за этими монументальными воротами с колоннами и фризом находился еще один колодец, где путники могли омыть себя с дороги и начать приготовление к таинствам излечения. Колодец более древний, чем ворота, он был выкопан и обложен мрамором, как минимум, в VI-V вв до н.э.
Пропилея с пандусами
Недалеко от Пропилеи, также среди деревьев, можно найти остатки христианской базилики, а также небольшого жилого особняка, вероятно, также византийского периода
Был в святилище и свой стадион, он расположен рядом с другими постройками. Его длина 181 метр. Здесь проводились спортивные соревнования в честь Асклепия. О них упоминают античный авторы, начиная с V века до н.э. За этим же периодом значится и самая старая часть трибун стадиона. Сам стадион весьма узнаваем, но во многом благодаря проведенной реконструкции. Не очень далеко отсюда находятся стадионы
Немеи и
Олимпии, они изначально сохранились лучше.
Рядом со стадионом находилась Палестра (частная гимнастическая школа), в которой жили спортсмены приглашенные для соревнований.
При объекте есть и свой небольшой музей
Музей Эпидавра
Одна из стел во дворе
Основной зал музея
Один из интересных экспонатов - стела из Абатона, с записями чудесных исцелений после сна (встречи с Асклепием)
Стела с записями об исцелении больных
Среди экспонатов присутствуют и одни из первых в мире хирургических и разных медицинских инструментов
Археологическая зона открыта каждый день с 8 до 20.00 (в зимнее время, думаю, до темноты). Цена билета - 12 евро