В Москва-Сити для посетителей ежедневно открыта выставка
«Титаник: как это было. Погружение в историю». Но что мы знаем о самом известном «утопленнике»? Многие из нас смотрели фильм «Титаник» с Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет. Режиссер фильма Джеймс Кэмерон один из главных исследователей трагедии с кораблем, который снимал свой фильм максимально правдоподобно, а потом еще снял отдельно документальный фильм о крушении корабля. Но перейдем к самой истории корабля от его создания до гибели.
Cозданием "Титаника" занималась компания "White Star Line". Она заказала на фервях три очень похожих корабля для круизов. Но "WSL" не была монополистом в этой сфере, по морям и океанам уже ходили похожие гигантские лайнеры. Ближайший конкурент "Сunard Line", например, обладал самыми быстроходными кораблями такого класса. В итоге в "WSL" решили не гнаться за скоростью, а сделать свои корабли максимально комфортабельными, чтобы пассажиры 1 класса провели все время в пути с максимальными удобствами. В частности, совершенно ненужной на корабле была последняя 4 труба, под ней не было котельной, но, чтобы не отличаться от конкурента, ее поставили и направили туда дым из камина и кухни.
Построенные корабли получили название "Олимпик", "Титаник" и "Гигантик". Последний после гибели Титаника переименовали в "Британик". У всех трех кораблей судьба сложилась по-разному и у всех она была скорее неудачной. Олимпик достаточно долго прослужил по назначению, хотя при этом и попадал на мины и сталкивался с другими кораблями. "Гигантик" так ни разу и не ходил в рейс. Во время Первой мировой он использовался как плавучий госпиталь и всего через 2 года после спуска на воду и нескольких рейсов корабль подорвался на мине и затонул. Титаник прожил еще меньше - затонул через пару дней после выхода с свой первый рейс.
Рабочие возвращаются с верфи, где стоят Титаник
От постройки корабля на выставке представлены кое-какие детали оформления, которые сохранились до наших дней. Облицовка, плитка, ткани - все это осталось в изрядном количестве после спуска корабля на воду.
Путешествие на таком корабле было удовольствием не из дешевых. В переводе на наши деньги билет в каюту первого класса стоил около 100 000 долларов и это всего за несколько дней пути. Это было очень дорогое удовольствие только для "сливок общества".
На этом плакате показана стоимость билетов уже в обратный путь, до городов Британии, Скандинавии и Италии
Все пассажиры на корабле делились на три класса. Лучше всего жили, понятное дело, пассажиры первого класса.
На выставке представлено всего несколько настоящих экспонатов с Титаника. Понятное дело, что почти все затонуло. А затем охранный статус места гибели корабля запрещает что-то поднимать со дна. В итоге почти все экспонаты взяты с корабля-близнеца Титаника - Олимпика. Там использовалась та же посуда, планировка. Но подставка для яйца (фото внизу) самая, что не есть настоящая! Ее забрала с собой личная горничная капитана судна, которую тот уволил в день отплытия. Кстати, для капитана Эдварда Джона Смита это должен был быть первый и последний рейс на Титанике. Еще до спуска Титаника на воду он должен был уйти на пенсию, но руководство компании-судовладельца решило, что первым рейсом своего нового корабля должен управлять их лучший капитан, который до этого управлял "Олимпиком". Согласившись на "самый" последний рейс, капитан лишил себя счастливой старости. Он отказался покинуть свой корабль. К слову, в этот рейс с кораблем отправились и владелец компания White Star Line и его архитектор и другие представители компании.
Доподлинно неизвестно что было на самом деле в стене первого пролета знаменитой лестницы в вестибюль . Здесь показаны часы, но, возможно, там было зеркало.
Это дверь комнаты для хранения ценностей (взята с Олимпика)
Умывальник для пассажиров третьего класса
Условия для третьего класса были гораздо скромнее. Туалет был всего один на целый этаж.
Уже в море команда Титаника получила несколько похожих предупреждений об обнаружении другими кораблями айсбергов. Большинство из этих сообщений были обработаны и приняты к сведению.
Ведется много споров о том, правильно поступил помощник капитана, который при обнаружении айберга дал команду уйти влево. На принятие решения у него было всего несколько секунд. Затормозить, то есть дать обратный ход уже было невозможно. Оставались варианты уйти вправо и пойти прямо на таран. Когда столкновение произошло, еще долгое время никто не знал какие корабль получил повреждения и получил ли он их вообще. Столкновение произошло гораздо ниже уровня воды и в рубке это не ощущалось. И только значительное время спустя снизу позвонили и сообщили, что в отсеки быстро прибывает вода. Корпус корабля выдержал удар, не выдержали стыки пластин обшивки и заклепки, которые из соединяли. Что было дальше - мы хорошо знаем.
На Титанике было очень мало спасательных лодок. Нормы того времени еще не были адоптированы к таким огромным кораблям и юридически корабль соответсвовал всем требованиям безопасности. Судовладелец мог самостоятельно поставить больше лодок, но в компании решили, что самому надежному и шикарному кораблю не пристало плавать увешанными спасательными средствами. А уже после столкновения выяснилось, что шлюпок в лучшем случае только на треть пассажиров и членов экипажа. Внизу фото оригинальной панельки с одной из спасательных шлюпок.
Что хоть кто-то на корабле спасся - это во много заслуга радиотелеграфа, который только-только начал размещаться на кораблях. Основная задача беспроводного телеграфа - это сообщение с землей для состоятельных пассажиров. Для обмена сообщения между кораблями он использовался мало. Более того, в тот вечер телеграф вышел из строя и, если бы не ответственность корабельного радиста, то никто бы не пришел на помощь терпящему бедствие кораблю и все его пассажиры, очевидно, погибли бы и никто не узнал бы о гибели Титаника. Но Джон Филлипс до конца выполнил свой долг и продолжал рассылать призывы о помощи до самой последней минуты, до 2:17 15 апреля, когда телеграф замолчал. Призывы о помощи в тот вечер получили многие корабли в округе, но почти все они были далеко. Сигнал бедствия получил и второй корабль компании "Олимпик", который тоже пошел на помощь, но он был очень далеко. Ближе всего оказался пассажирский пароход Карпатия конкурента Титаника - Cunard Line, который и подобрал всех выживших.
В случае бедствия в то время было принято посылать сигнал "СQD", чем и пользовался старший радист Джон Филлипс. Но некоторые его сигналы содержали и абривиатуру "SOS", более привычную для нас. Существует легенда, что это обозначение бедствия, которое только-только начало применять на кораблях, в шутку посоветовал Филлипсу впервые использовать его напарник, типа это может быть последний его шанс применить это слово. Так и вышло, радист впервые использовал слово SOS. Напарнику повезло, он выжил и смог это рассказать.
Медали за спасение пассажиров Титаника
А вот и первые полосы cвежей прессы:
Уже почти в самом конце выставки представлены списки всех пассажиров корабля. В лодках указаны те, кто выжил, вверху те, кому не посчастливилось. По спискам людей в лодках видно, что многие были полупустые. Посетителям выставки при входе дают копии оригинальных именных билетов и тут можно проверить, выжил ли твой обладатель билета или нет. Мне достался билет пассажира первого класса, который, увы, ушел на дно Атлантики.
Существует огромное количество разного рода историй выживших, в каких-то гибли целые семьи и весь род прекращался, но кому-то удавалось выжить. Например, в самом начале вам расскажут историю одной женщины, которая плавала на всех трех кораблях компании. Она выжила после крушении Олимпика, когда ее лодку протащило под килем и затащило в водоворот у винта. Женщина сильно ударилась головой о дно корабля, но единственная из шлюпки выжила. Затем она спаслась с Титаника. И в конце служила медсестрой на корабле-госпитале Британик, который подорвался на мине. Она дожила до глубокой старости.
Существует история осетина Мурзакана Кучиева, который рассказал, что был на Титанике в тот день. Когда произошло столкновение, он был на палубе и решил спастись вплавь. В воде его чуть не утопила другая пассажирка, которая схватила его за шею, но она замерзла насмерть и Мурзакан сбросил ее. Затем он ухватился за обломок и дождался помощи с одной из шлюпок. К сожалению, у этой истории нет подтверждения - в списках Титаника нет такого пассажира, как нет его и в списках больниц Ньй-Йорка и спасшихся на параходе Карпатия. Придумал он это или нет - остается загадкой.
В одноименном фильме достаточно точно показаны некоторые моменты спасения людей. Например история помощника капитана, который сначала брал деньги за спасение, а затем застрелился. Точно показана и история корабельного магната Исмея, который залез в спасательную шлюпку вместе с женщинами и детьми. Ему этот поступок потом не простили. А вот капитан корабля, его конструктор и многие другие осознанно остались на корабле.
Долгое время обстоятельства гибели корабля были неизвестны. И компания судовладелец настаивала, что корабль настолько крепок, что лежит на дне целиком. Существовали даже планы его поднять. В одном из фильмом эта идея была реализована (фото ниже). Корабль представал перед нами практически неповрежденным. Но на самом деле, когда нос Титаника ушел под воду, корабль развалился на две части и обе части быстро ушли под воду, очень сильно разрушаясь при погружении. В итоге исследователи, когда после долгих лет поисков нашли обломки корабля, обнаружили две части Титаника, которые лежали в 600 метрах друг от друга. А вокруг были разбросаны сотни дркгих обломков. Тела к тому моменту не сохранились, но где они лежали можно определить по одежде, которая еще сохранилась. Прекрасно сохранился и корабельный фарфор, которым усеяно дно. Остатки корабля сейчас в достаточно плохом состоянии. Через 50 лет от корабля уже практически ничего не останется.
Не обошли создатели выставки и историю, рассказанную режиссером Кэмероном. В самом конце ее находятся несколько оригинальных костюмов героев фильма, рисунок Розы (Уинслет), сделанный самим режиссером (копия) и несколько документов.
Выставка работает до 15 февраля и при желании есть еще время упеть на нее. Обязательно старайтесь сначала пройти всю выставку с бесплатным гидом, девушка-специалист расскажет гораздо больше, чем Вы сможете узнать от самих экспонатов.
За организацию блог-тура блогадарю сообщество
Мосблог.