...или На что способна тру винтажная тряпочка :)
Дано: кружевная шёлковая шаль, которой приблизительно чуть больше сотни лет, с кучей отверстий. Отверстия образованы в местах соединения кусков узора.
Начало историии и фото было-стало здесь:
http://things-of-bobik.livejournal.com/71016.html А вот что получилось:
Потом я решил обобщить, как я изголялся :)
1. Про особенности материала.
Первым неприятным открытием было, что старинный шёлк сыпется. Нет, СЫПЕТСЯ. Мельчайшими кусочками волокна, оседая тёмной пылью на столе, руках, лице и всём вокруг.
Отсюда следуют 3 вещи:
- тормошить и передвигать по минимуму;
- работать в хорошо проветриваемом месте;
- часто мыть руки и при необходимости даже пользоваться маской (это такие, которые народ обычно в аптеках покупает во время эпидемий) или антипылевым респиратором.
2. Инструмент.
Первый пункт определил, чем я буду работать:
- иголка должна быть довольно тонкой, но при этом не очень острой, чтобы иметь возможность раздвигать нитки плетения, а не протыкать их или выхватывать из них волокна;
- тоненький (1- 0,7 мм) и не острый вязальный крючок иногда оказывается очень нужным;
- нитка не должна быть толще и жёстче ниток плетения;
- полезными девайсами могут стать стационарное увеличительное стекло и банальный налобник.
3. Про узелки.
- на самой нитке я их не делала, оставляя свободный конец (его закрепляла и убирала потом);
- когда очередной кусок закончен, нитку закрепляем, зацепив за новый стежок, а не за нитку оригинального плетения (помним, что она хрупкая и сыпется);
- оставшиеся концы не обрезаем сразу, а прячем несколькими проходками вдоль основного плетения, и уже после этого обрезаем близко без всяких узлов;
- если пришиваем кружево к ткани, то все узелки и закрепки выводим на ткань.
4. Про соединение деталей узора.
- по-быстрому аккуратно прихватить через край - не роляет;
- зацеплять за нитки плетения - плохой план: они хрупкие и сыпятся;
- внимательно следим, как идут нити плетения, кладём дублирующие нити (где-то они как раз восстановят отсутствующие более тонкие нити, навыки штопки очень пригодятся. В моём случае «летели» более тоненькие поперечные нитки плетения, а более плотные продольные остались целыми);
- узор либо сам соединяется дублирующими, либо дополнительно полходимся, сцепляя стежки дублирующего плетения;
- крючок - довольно полезная штука при восстановлении сеточек (некоторые ячейки по сути вяжутся заново цепочкой).
5. Про технику.
- никаких быстрых движений!
- всё, что делаем, аккуратно придерживаем рукой (но не сильно - увеличение трения нам нафиг не нужно);
- ничего не стягиваем;
- нитки оригинального плетения не протыкаем, а раздвигаем;
- стараемся работать как можно более длинной ниткой (чем меньше узелков мы делаем, тем лучше);
- если нитка завязалась в маленький узелок - либо распутываем, либо срезаем и закрепляем: протащить можно только если узелок совсем крошечный и можно раздвинуть волокна, чтобы он прошёл, ничего не повредив.