Вы думаете соединить 4 вертолета воедино жесткой рамой - это сумрачно? Нет. Сумрачно - это теперь сверху прикрутить дирижабль. Встречайте - Piasecki PA-97 Helistat
Концепция на первый взгляд казалась здравой - соединить динамическую подъемную силу роторов и статическую подъемную силу наполненной гелием оболочки. Это увеличило бы суммарную грузоподъемность, а так же позволило бы использовать роторы вертолетов для создания горизонтальной тяги, в случае когда груз не превышает возможности дирижабля (например когда система везет "саму себя" пустой). Кстати сейчас по этой теме ведут работы Boeing и SkyHook - проект Jess Heavy Lifter - JHL-40 - посмотрим что получится. Обещали успеть к 2012 году - но пока увы.
![](http://ic.pics.livejournal.com/thexhs/33277452/59697/59697_600.jpg)
Для того чтобы совместить центры приложения динамической и статической подъемных сил использование одного вертолетного ротора непрактично, и было решено использовать систему из 4х, расположив их вокруг дирижабля.
Управление обеспечивалось дифференциальным изменением цикличного и общего шага каждого из вертолетов. Движение вперед и назад обеспечивалось синхронным изменением циклического шага всех 4 роторов, рысканье - дифференциальное изменение цикличного шага (один борт вперед, второй назад). При горизонтальном полете вклад в управление вносили и рули в хвосте оболочки дирижабля.
![](http://ic.pics.livejournal.com/thexhs/33277452/60125/60125_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/thexhs/33277452/60210/60210_600.gif)
Прототип строился в рамках контракта U.S.Nave с Forest Service за 1980 год для демонстрации возможности экономической и экологической перевозки бревен с мест лесозаготовки в труднодоступных районах воздушным путем. Прототип состоял из дирижабля ZPG-2W мягкой конструкции N-класса (известные так же как Nan ship) постройки Goodyear Aircraft Company и четырех вертолетов Sikorsky H-34J.
![](http://ic.pics.livejournal.com/thexhs/33277452/61033/61033_600.jpg)
Стоит отметить что конструкция длиной 104,57 м была наибольшим ЛА тяжелей воздуха с точки зрения линейных размеров (так в источнике, полагаю что дирижабль не мог поднять пустую систему, и лишь обеспечивал снижение веса)
Хвостовая балка и винт вертолета удалялись, а укороченный фюзеляж присоединялся к открытой раме из алюминиевых труб, расположенных под оболочкой с гелием. Рама опиралась на четыре свободно-ориентирующихся стойки шасси.
Первый полет был совершен 26 апреля 1986 года, на Naval Air Engineering Station Lakehurst, в штате Нью-Джерси. Там сохранился громадный ангар от дирижабля Гинденбурнг, собственно ангаром и определялся выбор места для испытаний.
![](http://ic.pics.livejournal.com/thexhs/33277452/60488/60488_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/thexhs/33277452/60846/60846_600.jpg)
1 июля 1986 аппарат разрушился во время испытаний - после завершения полета, порыв ветра вызвал некоторое движение по ВПП. Шасси плохо восприняло это движение ответив вибрацией шимми. Вибрация рамы совпала с попаданием вертолетов в земной резонанс. Таких нагрузок система не выдержала, и один из вертолетов сорвался с креплений, его ротор рассек оболочку. Несбалансированная подъемная сила и дальнейшие вибрации вызвали разрушение конструкции. Погиб один из пилотов - 39 летний Gary Olshfski
Click to view
В то же время компания Piasecki не ставит крест на проекте и предполагает что в будущем возможна постройка увеличенных аппаратов с грузоподъемностью от 60 до 200 тонн.
Длина 104,57 м
Высота - 33,83 м
Ширина - 45,41 м
Объем оболочки - 28317 куб. м
Двигатели - 4 Wright R-1820 1.525 л.с. каждый
Cкорость - 128 км/час
Рабочая дальность - 309 км
Перегоночная дальность - 3218 км
Экипаж - 4 (пилот и три техника)
Стоимость разработки - 40 млн $.
Источники:
http://en.wikipedia.org/wiki/Piasecki_PA-97http://www.piasecki.com/heavylift_pa97.phphttp://www.airfields-freeman.com/NJ/Airfields_NJ_E.htmhttp://www.steampunk.dk/?p=18682 Некоторые характеристики проекта в Heli-Stat_factsheet.pdf
https://yadi.sk/i/DNsUB4HtZWDM5