AASI Jetcruzer - представитель семейства утиных с печальной судьбой растянувшейся на два десятилетия

Dec 20, 2015 20:52

Этот одномоторный турбовинтовой самолет изрядно напоминает Beechcraft Starship, урезанный и облегченный. В свое время в США существовала компания Advanced Aerodynamics and Structures Inc созданная специально для разработки и продвижения на рынке самолета Jetcruzer и разделившая его судьбу. Вернемся к самолету. Ключевыми элементами компоновки Jetcruzer были: турбовинтовой двигатель с толкающим винтом в хвостовой части фюзеляжа, кили в виде шайб на законцовках стреловидного крыла и прямое переднее горизонтальное оперение. Модельный ряд должен был быть представленным линейкой Jetcruzer 450, 500, 650 и Stratocruzer 1250. Фюзеляж приготавливался с графито-эпоксидных композиционных материалов (как нонче модно говорить - карбоновый), крылья из алюминиевых сплавов. Далее немного противоречивая история - в разных источниках слегка разные цифры приводятся.







Конструирование первого образца Jetcruzer 450, началось еще в марте 1983, в 1988 году началось изготовление первого прототипа, который взлетел 11 января 1989 года с мотором Allison 250-C20S. Уже 14 июня 1994 года был получен сертификат типа от FAA. Во время летных испытаний использовались противоштопорные парашюты фирмы Butler Parachute Systems (контейнер с парашютом устанавливался на усиленном подфюзеляжном гребне) и аппарат стал одним из первых, получивших Spin Resistan сертификат от FAA согласно FAR-23. Летные испытания модели 450 продемонстрировали ее устойчивость к штопору после 500 попыток введения в штопор. Главный летчик-испытатель Джене Комфорт отчитывался, что полеты на Jetcruzer были легкими и доставляли удовольствие. После получения сертификата типа было получено около 40 заказов. Было изготовлено три прототипа, но руководство фирмы приняло ошибочное решение не продвигать их на рынок, а сосредоточить усилия на более вместительном аппарате - Jetcruzer 500.





Jetcruzer 450 и его противоштопорный парашут

Пятисотый отличался удлиненным фюзеляжем (на 25 см, опять же в других источниках приводится 1.83 м), вмещавшем 6 человек, новым мотором Pratt & Whitney Canada PT6A-66A и системой наддува фюзеляжа, позволившей эксплуатацию выше 4000 м. Два из ранее построенных прототипов 450-го были переоборудованы в модель 500, плюс был изготовлен один борт с ноля. Первый полет 22 августа 1997. Компания имела амбициозные планы на эту модель, получено было свыше 200 заказов, с стоимостью единицы в 1.6 млн. дол. США (цену 1495000 приводит портал airliners.net, по состоянию на 2001 год). Были проработаны варианты военного использования (под индексом ML-1) и в качестве платформы для БПЛА (ML-2, решение в целом верное, по этому пути пошли Paggio сделав БпЛА Hammerhead на базе Avanti). Однако довести до ума эту модель так и не получилось, и она осталась без сертификата типа - проблемы с шумом, центровкой и высокой скоростью сваливания привели к стагнации проекта и прекращению работ в 2002 году. Интересной особенностью самолета было отсутствие закрылков, по замыслу создателей, это снижало нагрузку на пилота, вес конструкции и стоимость изготовления. И вообще закрылки придумали лузеры. Однако что было хорошо для 450й модели, то привело к проблемам на 500й. Отсюда и высокая скорость сваливания.





















До того, как 500-й что называется "застрял", прорабатывался и вариант под индексом 650, отличавшийся еще большим фюзеляжем на 13 мест и его военная версия ML-4. Когда стало понятно что модель 500 "буксует", от разработки Jetcruzer 650 отказались.

Прорабатывался и амбициозный вариант Stratocruzer 1250 с двумя ТРДД WilliamsRolls FJ-44, но он так и не покинул чертежи (хотя в сети мелькает фото полусобранного прототипа). Это должен быть 13-ти местный бизнес-джет с межконтинентальной дальностью полета (3700 морских миль, 41000 футов потолок), прорабатывался и патрульный самолет ML-5 на его базе. Проектирование началось в 1991, и было заброшено в 1995, когда попытки привлечь инвестора накрылись медным тазом. Другие источники приводят несколько иную хронологию - начало проектирования 1994


Фото полусобранного прототипа Stratocruzer 1250




Рендеры Stratocruzer 1250

В общем то классическая история о "золотой рыбке". Вместо того чтобы сосредоточится на первом успешном проекте и продавать его, а на полученную выручку потихоньку допиливать модификацию, решили сразу "играть по крупному", увязли в трудностях, и слились. Фирма была поглощена Mooney Aircraft Company в 2002 году и в ноябре 2003 фирма продала проект с аукциона отказавшись от "непрофильных разработок", решив сосредоточится только на винтовых монопланах классической схемы типа Mooney M10. Новыми владельцами в феврале 2004 стали Innova Aircraft, которые веря в успех проекта, решили слегка перепроектировать его до модели Jetcruzer LLC, с новым крылом и парой турбореактивных двигателей Pratt & Whitney Canada JT15D. Однако о нем никаких сведений найти не удалось.



Общий вид Jetcruzer 500

Характеристики модели Jetcruzer 500

Экипаж - 1 чел
Пассажиров - 5 чел
Длина - 8.59 м
Размах крыла - 12.85 м
Высота - 3.14 м
Площадь крыла - 18 м²
Вес пустого - 1338 кг
Максимальный взлетный вес - 2495 кг
Вес полезной нагрузки - 983 кг
Силовая установка - 1 × Pratt & Whitney Canada PT6A-66
Винт - 5ти лопастной Hartzel
Мощность двигателя - 850 л.с. (другие источники дают 1572)
Максимальная скорость - 688 (википедия пишет 575) км/ч
Крейсерская скорость - 575 км/ч
Дальность полета - 2936 км
Практический потолок - 9100 м
Оптимальная высота полета - 7600 м
Взлетная дистанция - 710 м
Посадочная дистанция - 540 м
Максимальная скороподъемность - 17,7 м/с

Характеристики модели Stratocruzer 1250

Экипаж - 1 чел
Полезная нагрузка - 12 пассажиров
Размах крыла - 14.85 м
Длина самолета - 13.80 м
Высота самолета - 3.80 м
Площадь крыла - 39.80 м²
Максимальная взлетная масса - 5780 кг
Тип двигателя - 2 × ТРДД WilliamsRolls FJ-44-2
Тяга, кН 2 х 8.45
Максимальная скорость - 879 км/ч
Крейсерская скорость - 800 км/ч
Практическая дальность - 6000 км
Практический потолок - 10200 м

Источники:
https://en.wikipedia.org/wiki/AASI_Jetcruzer
http://www.airliners.net/aircraft-data/stats.main?id=2
https://doc8643.com/aircraft/JCRU
http://www.airwar.ru/enc/aliner/jetcruzer.html
http://www.airwar.ru/enc/aliner/stratocruzer.html

aasi, утка, usa, canard, США

Previous post Next post
Up