Армия США испытывала потребность в средствах обнаружения, отслеживания, определения координат и классификации движущихся целей на поле боя. В попытке решить эту задачу был создан YEH-60 SOTAS. Проследить историю развития проекта весьма интересно - тут тесно сплелись неуемные амбиции военных и алчность пилящих бюджет компаний от оборонки - сейчас эта программа в США - хрестоматийный пример "как делать не надо"
![](http://ic.pics.livejournal.com/thexhs/33277452/146432/146432_600.jpg)
В начале проект развивался под именем Airborne Long-range Alerting Radar for MTI - ALARM и полные энтузиазма разработчики заявляли: We view the Warsaw Pact with ALARM! Начало работ стартовало в 1970, а первые успешные испытания - в 1972. Позже систему переименовали в Stand Off Target Acquisition System - SOTAS.
![](http://ic.pics.livejournal.com/thexhs/33277452/146773/146773_600.jpg)
Радиоэлектронную компоненту - вращающийся радар c электронным сканированием подвешенный под фюзеляжем вертолета разрабатывала компания Motorola с стоимостью 79 млн. долларов (предложение General Electric было дороже - 103 млн и от него отказались - интересно что на втором этапе конкурса обе компании "сбили" цену на разработку радара на 20 млн каждая - чиновники Пентагона были шокированы наглостью разработчиков электроники, узнав сколько "фейковых" расходов те приписали к калькуляции).
Установка антенны потребовала модификацию шасси вертолета. Стойки шасси намного длинней чтобы обеспечить нужный клиренс под размещение антенны при стоянке на земле, а в полете поджимаются к нормальной для Black hawk позиции, позволяя антенне вращаться.
![](http://ic.pics.livejournal.com/thexhs/33277452/147097/147097_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/thexhs/33277452/147304/147304_300.jpg)
В процессе создания комплекса возник ряд проблем. Одна из них - канал передачи данных на наземную станцию. Даталинк разрабатывался отдельной группой инженеров, и кроме вертолета YEH-60 SOTAS он должен был обеспечивать еще ряд потребителей. Вторая проблема - это координация усилий трех независимых групп разработчиков, которые отвечали за вертолет, радар и канал передачи данных соответственно. Ряд сложностей возник и с уровнем технологий - применялись передовые, но на то время не отработанные решения. К посту прикреплено два документа с анализом ошибок менеджеров проекта.
Все это вело к росту стоимости, выходу программы за бюджетные ограничения (а это таки 1.1 млрд долларов США, и не нынешних, инфляционных, а более "твердых", 70х годов), и последующему ее прекращению в 1981 году. Был построен всего 1 прототип. А функции этого комплекса в дальнейшем были реализованы в более совершенном E-8 JointSTARS.
Источники:
http://www.globalsecurity.org/military/systems/aircraft/eh-60b.htmhttp://web.mit.edu/ssp/seminars/wed_archives98spring/fowler.htmhttp://gao.gov/products/C-MASAD-81-2 Дополнительные документы:
Why Programs Die: The Stand-Off Target Acquisiion System (SOTAS) Case StudyThe Army's Stand-Off Target Acquisiion System - A Program Having Development Difficulties