В 1970 U.S.Navy носилось с сомнительными фантазиями насчет использования вертикально взлетающих реактивных истребителей. VTOL истребители, теоретически позволяли малым кораблям нести авиацию, и в ситуации бюджетных ограничений позволяли флоту сохранить господство в воздухе без необходимости иметь гигантские авианосцы. В итоге, как мы знаем, идея с треском провалилась.
![](http://ic.pics.livejournal.com/thexhs/33277452/144901/144901_300.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/thexhs/33277452/145230/145230_300.jpg)
Но в то время одной из предложенных концепций вертикального взлета и посадки была VATOL - Vertical Attitude Take Off and Landing, иными словами - tailsitter (самолет, садящийся на хвост вертикально). Большинство предложенных конструкций не были буквально садящимися на хвост как Convair Pogo, они были концептуально близки скорее к Ryan X-13. Они не могли сесть хвостом на горизонтальную платформу, но могли "прилепиться сбоку к вертикальной, брюхом". Платформа могла например висеть снаружи борта судна, что позволяет простым поворотом на 90 градусов решить проблему эксплуатационного обслуживания, и полностью решает проблему воздействия реактивной струи с палубой.
![](http://ic.pics.livejournal.com/thexhs/33277452/145551/145551_600.jpg)
Существенной проблемой концепции VATOL был обзор - в вертикальном положении пилот не видит где он находится, пока лежит на спине. Решением была идея наклонять кабину на 90 градусов - когда самолет находится в вертикальном положении, кабина по прежнему в удобном горизонтальном. Так как подобное конструктивное решение еще не было никем воплощено, специалистам из NASA-Langley были построены масштабные модели Northrop F-17 и F-16 с кокпитами, которые могли поворачиваться вперед на угол 90 градусов и лететь в вертикальной позиции. Испытания показали что идея в принципе воплотима, но весовые издержки и стоимость воплощения поставили на ней окончательный крест. VATOL F-16 и F-18 нельзя считать реальными концептами, никто серьезно не рассматривал их вертикально взлетающие версии, но они были удобными подопытными кроликами для испытания концепции.
Дополнительные сведения о концепте можно почерпнуть в документе:
NASA TN D-8054 Free-Flight Model Investigation of A Vertical-Attitude VTOL Fighter