Каббала и Масонство (ч.5)
By W. Kirk MacNulty
Первая Степень.
Масонские Табели (Tracing Boards) - это схемы, иллюстрирующие символическую структуру Ордена. На Рисунке 8 показан Табель Первой Степени . Он используется в Лекциях, как схема, представляющая символическую структуру этой Степени. Я думаю, что на данном рисунке представлены основные принципы западной метафизики, как они понимались в эпоху Ренессанса. Эту метафизику характеризуют три основные идеи. Во-первых, указывается, что Бог безграничен. Все едино и все сосредоточено в Боге. Особенно четко это представление приводится в Герметике (The Hermetica): «… Потому как Бог есть все, и нет ничего, что вне Бога и нет ничего, чем Бог не является. Нет, я не говорю, что Бог состоит из всего, но, по правде говоря, все состоит в Боге» . Это герметический тезис неоплатонизма. Во-вторых, земная жизнь рассматривалась, как отражение событий, происходящих на Небесах, кратко эту идеи можно выразить словами: «Что вверху, то и внизу». Это утверждение вытекает из указанной выше идеи. Вселенная рассматривается как единая Божественная Сущность, которая соединяет в себе то, что происходит в высших небесных сферах (т.е. причинное), с тем, что происходит в нижних, земных сферах . В-третьих, знание о высших или тонких планах Вселенной считалось постижимым только опытным путем (т.е. путем получения внутреннего откровения), но не путем логических доводов или веры в авторитет чужих откровений . Я постараюсь проиллюстрировать эти принципы, представляющие собой воззрения эпохи Ренессанса, используя масонскую символику в том виде, как она представлена на Табеле Первой Степени.
Первый принцип заключается в единстве мироустройства, и как следствие, в вездесущности Бога. С моей точки зрения, эта идея представлена на Табеле Первой Степени в группе, состоящей из трех символов, которую еще также называют «Убранством Ложи». Тот факт, что Масоны, выразившие наш символизм, объединили эти три символа в единую группу, предполагает, что мы должны рассмотреть их как все вместе взятые, так и в связи их по отдельности друг с другом. Убранство Ложи составляют Пламенеющая Звезда, Мозаичный Пол и Зубчатая Кайма . Все они служат для выражения сущности Господа. Пламенеющая Звезда - непосредственный символ Бога. На Рисунке 9 Большой Печати Соединенных Штатов Америки мы также можем увидеть, что Бог представлен в виде Пламенеющей Звезды. Пламенеющая Звезда, парящая в Небесах, являет собой нашего Господа во всей Его Славе, проявленной в бытии. Мозаичный Пол представляет Господа в виде противоположностей, наблюдаемых в нашей повседневной земной жизни. Черные и белые квадраты - это противоположности, состоящие из милосердия и справедливости, вознаграждения и наказания, отмщения и всепрощающей любви, света и тьмы, добра и зла, простоты и сложности. Но эти стороны нашего бытия только в нашем сознании воспринимаются как противоположности. На самом деле сами по себе квадраты по отдельности не являются символами. Символом является именно Мозаичный Пол в целом. Черные и белые квадраты, точно подогнанные друг к другу, составляют единство. Все по краю окружено Зубчатой Каймой, которая связывает в единый символ не только квадраты, но и всю картину, представленную на Табеле в целом. Кисти по краям могут рассматриваться как вездесущность Господа.
Столпы или Колонны.
За исключением Славы Господней (Пламенеющей Звезды), возвышающейся в своем единстве, идея двойственности проходит через весь Табель, начиная от черно-белых квадратов внизу, кончая Солнцем и Луной - извечными противоположностями мужского и женского начал, вверху. В центральной части Табеля двойственность представлена двумя из трех колонн, но по мере нашего восхождения из стихийного существования в физическом мире, мы можем увидеть третью колонну, которая представляет собой некую новую идею. Примечательно, что каждая из этих колонн принадлежит к различным архитектурным ордерам. В масонском символизме им соответствуют следующие имена: Мудрость - Ионической колонне, находящейся в середине, Сила - Дорической колонне слева, и Красота - Коринфской колонне справа . Три колонны подобно Каббалистическому Древу Жизни сообщают нам, что созидательные и разрушающие силы находятся в равновесии, благодаря управлению ими третьей силой. В масонских терминах эту идею называют «Правилом Трех».
Четыре Мира
Вселенная, как ее понимали философы эпохи Ренессанса, состояла из «четырех миров». Герметика указывает на такое разделение, связывая каждый из этих четырех миров с одним из «элементов» (стихий) . Каббала имеет такое же разделение, как мы увидим в структуре Древа Жизни . Оно состоит из физического или «стихийного» мира (Асия), «небесного» мира души или психического мира (Йецира), «сверхнебесного» мира или мира духа (Брия) и Божественного мира (Ацилут). Мы видим, что эти же уровни представлены и на Табеле. Покрытие пола представляет собой «стихийный» или физический мир, в центральной части Табеля колонны и большая часть символов относятся к миру души или к психическому миру, Небеса представляют «сверхнебесный» мир духа, и Пламенеющая Звезда представляет Господа.
На Рисунке 10 я показал связь между этими макрокосмическими символами и Древом Жизни. Так как человек начинает свой путь в Масонстве, входя в Ложу из своей жизни в физическом мире, я буду считать, что Ложа это психический мир души или сознания, который граничит с миром физическим. Душа (или Психика) это мост, связывающий между собой физический мир и мир духа. В связи с этим, Дерево, на котором мы будем размещать символы Масонства, будет являться Древом Йециры. Коринфская колонна, чей стиль выражает силу и развитие, относится к правой колонне активного начала. Простая, строгая Дорическая колонна относится к пассивному принципу, соответствует левой колонне. Посредине сбалансированная Ионическая колонна, относится к колонне сознания. Самый верхний третий из четырех миров представлен на Табеле тремя масонскими символами, так называемыми, тремя Великими Светочами . Они показаны на центральной оси схемы, это Книга Священного Закона, Циркуль и Наугольник, они являются символами тремя высших миров (Так как это Древо Йециры, самый низкий материальный мир не представлен и для него не существует масонского символа. В ритуальной практике, я думаю, четвертый мир Асии или материальности это тело Кандидата, который по мере прохождения ритуала, созерцает указанные три символа). Книга Священного Закона представляет Божественный мир Ацилут, который является источником материи, из которой все состоит. Я поместил Книгу Священного Закона вверху над всеми остальными частями диаграммы, чтобы показать, что она символизирует собой Божественный мир. Циркуль это мир духа, и я поместил его в верхнюю часть Древа, граничащую с Брией. Наугольник представляет Йецира, я поместил его в Тиферет - центральную сефиру и сущность этого мира. Эти шесть символов будут показаны на всех рисунках Древа, которые мы будем далее использовать, это послужит нам основой при более детальном рассмотрении Степеней.
Лестница
Обратимся снова к Табелю Первой Степени (Рисунок 8). До сих пор мы не упоминали о его центральной части, т.е. о Лестнице . Помните, что одной из основных идей эпохи Ренессанса, было учение о Макрокосме, который состоял из всей Вселенной и был подобен Микрокосму, т.е. человеческой личности. Эта концепция состоит в том, что Вселенная и человек устроены на основе одних и тех же принципов (т.е. сделаны «по образу Божьему»), и что в ходе их существования всегда есть подобие действий в большем и меньшем мирах. Это вытекает из принципа Единства. Мы видим, что герметический тезис «Что вверху, то и внизу» подводит итог этой идеи, которая в мельчайших подробностях была разработана в начале XVII века Робертом Фладдом в его «Истории Двух Миров» . Итак, в Макрокосме Ионической, Коринфской и Дорической колонн выражается «Правило Трех». Но что мы можем сказать о Микрокосме?
Лестница простирается от открытого Писания, лежащего на Алтаре, до Пламенеющей Звезды, представляющей собой Господа. В масонском символизме эта лестница называется Лестницей Иакова. Мы будем рассматривать Лестницу вместе с еще одним символом - Точкой в Круге, ограниченном Двумя Параллельными Линиями, который находится на лицевой стороне Алтаря. Мы уже видели подобное сочетание ранее на фронтисписе Масонского Альманаха и на иллюстрации из французского собрания. Лестница находится между двумя противоположными вертикалями. Эти две линии воплощают собой активный и пассивный принципы, в то время, как Лестница, третья линия, ведущая до небес, предоставляет нам средство «… с помощью которого мы надеемся достичь их (Небес)…» . Взятые вместе Лестница и Точка в Круге, помещенным между Двумя Линиями - это сокращенная версия Древа Жизни, и они представляют собой человеческую личность, созданную «… по образу и подобию Божьему», т.е. по тем же принципам, на которых основана Вселенная. Лестница, как я думаю, это представление индивидуального сознания, состоящая из трех принципиальных уровней: Веры, Надежды и Любви, которые соответствуют трем нижним из четырех уровней или миров Вселенной. И Макрокосм Вселенной, и Микрокосм Человека составляют четвертый уровень Божественности, выраженный Пламенеющей Звездой.
Восток-Запад
Есть еще одни аспект, который мы должны исследовать, прежде чем мы закончим рассмотрение Табеля Первой Степени. Иногда Масона называют Странником, и одна из масонских Лекций дает нам возможность немного понять сущность этого эпитета:
В. Вы когда-либо странствовали?
О. Мои праотцы странствовали
В. Куда они странствовали?
О. В направлении Востока и Запада
В. Что они искали во время своих странствий?
О. Они странствовали на Восток в поисках знаний, а на Запад - дабы распространять знания, которые они обрели.
Обратите внимание на то, куда указывают ножки Циркуля на Табеле. Они указывают направление Восток-Запад, как это понимается с точки зрения масонского символизма. Это дает нам некоторое представление о том путешествии, которое должен предпринять новый Масон-Ученик. Это путешествие с Запада на Восток символически отражается в прохождении Масонских Степеней, и, по сути, это и есть восхождение по Лестнице Иакова, каждая из ступеней которой соответствует каждой Масонской Степени. Это не должно удивлять. Как мы видим, понятие «мистического восхождения» было неотъемлемой частью Герметической/Каббалистической Традиции. Следует отметить, что этот путь - это восхождение в сознании - от обыденного сознания физического мира, через душу и дух, к сознанию Божественному. Мы можем найти описание этого восхождения и у Иоганна Рейхлина в его «De Arte Kabbalistica» , и в Герметике . Некоторые из этих восхождений носят глубоко христианский характер. В «De Occulta Philosophia» Агриппы человек «… поднимается по трем мирам: элементарному, небесному и сверхнебесному, … где он общается с ангелами, и где Троица пребывает, … Еврейские Имена Бога содержатся, но Имя Иисуса самое могущественное из всех Имен» . В свете указанных работ, нам кажется, что масонский символизм вполне отражает их идеи.