.
New
entry titled ""На обед ходите? И на маникюр время есть? Ну-ну..." (Мои токсичные офисы)" by
tanja_tank.
Любые деструктивные отношения - романтические, дружеские, рабочие - развиваются по одному сценарию.
Автор сегодняшней истории рассказывает про опыт работы в токсичных конторах. Сейчас она хорошо понимает, что звоночки неблагополучия звучали буквально в самом начале и незачем было устраиваться в эти фирмы, чтобы услышать звон колоколов...
(картина - Мария Сафронова)
"В последнее десятилетие токсичность в некоторых конторах возведена в культ. Достаточно набрать в поисковике «как пройти стрессовое интервью» - и в результатах выдачи появятся тысячи советов как «правильно» отвечать на неприкрытое хамство и крайне болезненные личные вопросы.
«Стисни зубки. Улыбайся. Терпи. Тебе ведь нужна эта работа» - кажется, что советы написаны глубоко ранеными людьми, которые, получив капельку власти, упиваются ей.
Куснуть побольнее человека, который загнан в угол ипотекой, детьми или престарелыми родителями на попечении - несложно.
Достаточно указать на отсутствующий «крайне необходимый» для работы навык и намекнуть на толпу желающих на это место - и можно прогибать на заведомо проигрышную позицию , будь то регулярные неоплачиваемые переработки, серая зарплата или терпимость к хамству руководства.
Обесценить опыт и достижения специалиста, который знает себе цену и кого при этом деньги не жмут, сложнее. Часто в ход идет почти классическая манипуляция про «вовлеченность» и «благо общего дела» и финальное - «вы должны закалять характер, сейчас везде так».
За время своей четырнадцатилетней карьеры я дважды ошибалась при выборе работодателя и прошла несколько собеседований, вспоминать которые не очень комфортно. Забегая вперед, хочу сказать, что каждой ситуации предшествовало несколько звоночков, которые неприятно царапали в самом начале, но всякий раз я пыталась заглушить в себе это мерзкое чувство.
История №1
Впервые я столкнулась с несправедливостью, когда я, тогда еще студентка третьего курса вечерки искала свою первую работу. Когда нет правил игры, то сильно стрессуешь, старясь отвечать на вопросы hr, как это советуют правильные статьи.
.
.
Я согласилась и на то, что часть зарплаты будет серой, и что поначалу придется выходить в выходные. Опасливо косясь на коллег, которые с наступлением 18:00 не торопились домой, я торопилась на пары под тяжелым, неодобрительным взглядом руководительницы. Понимая, что пока я молодая и «набираюсь опыта», я поначалу пыталась приходить пораньше на час-полтора, чтобы справиться с задачами, которые сыпались нескончаемым потоком. Потом тихо смирилась и стала носить работу на флешке домой. Странно корябало, что «важные срочные» задачи, которые были жизненно нужны руководительнице «еще вчера» иногда оставались без ответа по несколько недель. Процесс ради процесса?
Почти одновременно со мной устроилась девочка с моего курса, которая до этого успела закончить техникум и поработать. Казалось бы, у нее, уже опытной, должно все выходить быстрее. Но и она захлебывалась в задачах и отчаянно заливалась кофе по утрам.
А потом грянула сессия, которая совпала с окончанием года. Несмотря на все предварительные договоренности на меня стали валить в два раза больше задач, при этом совершенно игноррировать мои рабочие вопросы - сообщения так и висели в скайпе непрочитанными. Многие задерживались в офисе за полночь - хотя работа первой была только для меня. Если и раньше раз в месяц кто-то увольнялся, то сейчас раз в неделю кто-то из команды стабильно писал заявление. Но я-то сильная, я справлюсь, я смогу.
Развязка была стремительной и совершенно неожиданной для меня. Идя на обед, мы столкнулись с директором по персоналу. До этого я с ней сталкивалась всего пару раз. Бойкая, полноватая женщина неопределенного возраста, как мне казалось, всегда на стороне интересов и целей компании. Личного общения с ней у меня никогда не было.
«Вы что, все сделали, по столовым ходить? С собой приготовить судочек ручки замараете? Смотрю, и на ногтики время находите свежие» - надменно-презрительно процедила она. - «Вот мы запустимся (хотя компания была на рынке несколько лет, не стартап) и тогда расслабитесь».
Спустя полчаса мне в скайп прилетело от начальницы, что «ходить на обед вместе с кем-то у нас вообще-то не приветствуется». Пытаясь как-то реабилитироваться в ее глазах, я решила закрыть по-максимуму текущую сложную задачу.
В половину девятого (а рабочий день до шести) мне прилетело объемное задание с пометкой «Важно, сделать не позднее 09:00 завтрашнего дня». Самой начальницы на рабочем месте уже не было.
Это было за гранью. Я написала о том, что это физически невыполнимо и ночевать в офисе я не собираюсь, выключила компьютер и поехала домой.
Наутро меня ждал разбор полетов - как же я посмела не выполнить приказ. На мои возражения о том, что «рабочий день давно закончен» на меня от нее и hr градом сыпались обвинения в безалаберности, никчемности и непрофессионализме.
Публичная порка на глазах всего отдела длилась минут 30 - они никак не желали успокаиваться, упражняясь в остроумии и придумывая эпитеты побольнее и предрекая карьеру кассирши в Пятерочке. Видимо я должна была пустить слезку, но мне вся ситуация казалась цирком на публику, дабы постращать остальных.
Мой дед, выпив, любил хорошо проораться. Вся родня была паскудами и шалавами, которая бы сгнила бы под забором (он занимал высокопоставленную должность и действительно существенно, без просьб помогал всей многочисленной родне) - а уже через пару дней как ни в чем ни бывало звать всех на рыбалку или за покупками. Покричат и успокоятся. А я доработаю до года стажа и уйду в другое место, решила я.
«А что, ты уходишь от нас?» - прилетело в скайпе в обед сообщение от коллеги из филиала - «На hh вакансия на свою позицию висит». «Да, начальница психанула, видимо нервы пошаливают. Я с вами!» - ответила я.
«Это у меня нервы шалят!» - буквально через 10 минут взвилась начальница, переходя на ультразвук. Я предполагала, что в фирме развито стукачество, но не до такой степени.
«Вы на мое место человека ищете. Непорядочно так поступать. Разве не так?»
«А ты… а ты… а ты…» - она захлебывалась воздухом - «да ты знаешь, сколько стоит одну вакансию повесить?! Если я от тебя еще хоть раз такое вопросы услышу, можешь вообще валить отсюда!».
Не дожидаясь окончания этого театра одного актера, я пошла в кадры писать заявление.
«А трудовую мы тебе не завели. Тратить бланки на вас-летуний, еще… и не заведу. Не наработала» - ошарашила меня начальница по кадрам - «Я тебе, деточка, совет дам, на будущее…» - снисходительно-презрительно продолжила она. Тут уж я не выдержала, пообещав сдать и ее, и всю компанию в трудовую инспекцию, а ее сдать в миграционную службу, которая в лучшем случае депортирует ее на историческую родину. Рассчитали меня в тот же день, как ни странно целиком - и белую, и «серую» часть.
Не могу сказать, что данный опыт прошёл для меня безболезненно: до сих пор я с огромной осторожностью соглашаюсь на собеседования, тщательно изучая и отзывы сотрудников, и репутацию компании на рынке. Первый блин комом стал для меня той прививкой, которая позволила избежать многих решений, которые могли бы сильно истрепать нервы и время.
История №2
Вторым болезненным тычком под ребра спустя несколько лет стало трудоустройство в крупную компанию федерального масштаба. Очень неформальные собеседования, прекрасные улыбчивые руководители, прекрасный соцпакет и интересные и амбициозные задачи - единственные в своём роде на рынке нашего города.
Ожидание оффера затянулось на долгих полтора месяца, за время которых у меня было несколько неприятных встреч, которые все глубже укрепляли меня в мысли, что я везунчик, что из всех кандидатов выбрали именно меня. Hr через день писала мне, что он вот-вот будет готов и поторапливала с заявлением на увольнение. Это была компания мечты, как я себе ее представляла в юности, но в душе что-то неприятно свербило. Ограничения в связи с пандемией закончились, и я посетила офис - невероятно стильный, комфортный… и неуютный, как будто неживой. Ни цветов, ни кружек, ни забавных ручек на столах. Стерильный армейский порядок.
Будущие коллеги, дорого одетые, несмотря на жару в полном плотном макияже и с укладкой смотрелись как-то обреченно. Потенциальный руководитель, кому меня hr обещала представить лично, пробормотал что-то невнятное в ответ. Сложилось ощущение, что ему совсем всё равно.
«Бледненькая ты такая. Мазанула губки блеском и пошла - в твоем возрасте уже неприлично» - напоследок натужно улыбаясь переколотыми губами сообщила hr.
«Вроде бы дресс-кода нет, может мода местная» - думала я, стоя в пробке - «дерганные они какие-то - ссутуленные все, старающиеся не пересечься со мной взглядом - казалось, я должна почувствовать себя бедной родственницей, но почему-то вместо зависти они вызывали жалость».
Когда я потеряла всякую надежду на ответ и стала активно откликаться на другие вакансии, мне пришел оффер. График вместо обещанных с 10:00 до 19:00 фигурировал как ненормированный с 08:00, должность звучала совершенно иначе, а половина прописанных обязанностей стала для меня сюрпризом. Обещанная зарплата оказалась составной - из оклада в 30% оговоренной суммы и премии «на усмотрение руководителя». Я в ответ написала hr - может это ошибка какая-то, мы договаривались о другом. «Давайте я позвоню и вам все объясню» - спасибо, но нет. Переделывайте.
На последующие звонки от hr, которая категорически отказывалась написать, почему все так резко переиграли, я не ответила.
А в понедельник позвонил потенциальный руководитель - «оффер неверный, дааа, наприятно… это дело 10 минут, сейчас исправим! А вам прям важно чтобы всё-все было прописано?». Слабенькая надежда, что может hr что-то напутала и все поправят теплым огонечком, загорелась у меня в душе. И погасла - «это типовые условия, от нас офферы пачками идут. Ради вас стандартные условия в договоре никто не будет править». И уже обиженно добавил «а мне казалось, мы с вами обо всём договорились».
После этого звонка каждое проваленное собеседование я поедом жрала себя. Все как мы-девушки любим - не просто расковырять болячку, но побольнее потыкать в нее, что у меня был шанс, который возможно выпадает один раз в жизни, а я его упустила. Работала бы сейчас на новом месте, а не тратила по 3 часа на дорогу на «старую» работу, которая в эпидемию потеряла существенную часть прибыли и была вынуждена съехать в пыльную промзону в пригороде и горя не знала.
После каждого из десятка неудачных собеседований начинало казаться, что я - скандальный конфликтный и неуживчивый человек, который сознательно обостряет ситуацию, чтобы потом пожалеть себя, заедая стресс ведерком мороженого под сериал. Надо быть уступчивее, ведь они не со зла - каждый раз как мантру читала я. И снова и снова обжигалась.
«Каша у тебя во рту. И в голове. Набор слов какой-то. Как тебя вообще кадры до меня допустили?» - припечатал меня один из потенциальных руководителей сходу.
Потом я прочитала много отзывов о том, что этот человек бахвалится тем, что увольняет людей одним днём, может позволить орать матом даже на беременную, а в компании постоянно меняются приоритеты, цели и задачи, что прошлая компания, которую он возглавлял разорилась. Но тогда было безумно обидно.
Отдельная история - «тестовые» задания. Сколько бы не стирали некоторые hr маникюр о клавиатуру в яростных попытках доказать, что «кому ваши писульки нужны» - несколько раз присылали огромные тестовые задания на 3-4-5 полных рабочих дней. Хорошо, если после первого этапа собеседования, а не до него (некоторые умудряются на hh сделать его обязательным просто для отправки отклика на вакансию).
«Ну если вам лень пару выходных потратить на задание, значит вам так нужна эта работа» - стандартная отписка от человека, который с трудом понимает не только трудоемкость и необходимые знания и навыки по задаче. «Да мы понимаем, что неделя работы, это не тест. Но мы же должны убедиться, что вы сможете справиться с поставленными задачами».
Апофеозом было предложение одной компании проанализировать их действующую систему мотивации (файлы с цифрами и документы по всем каналам продаж во вложении), дать анализ, почему она не работает и предложить минимум три варианта ее переделки. С финансовым обоснованием, разумеется. Делать я это не собиралась, о чем честно написала в ответном письме.
На следующий день я заболела. Два дня меня выворачивало наизнанку, перед глазами плясали черные пятна, а давление не поднималось выше 90. Под занавес я потеряла сознание и падая больно приложилась виском о край тумбочки. Тряпочкой я лежала на кровати, когда она мне набрала. «А задание где?» с порога сообщила она. «Я заболела, мне плохо очень. И я писала, что делать это не буду, это на неделю рабочую». «Договаривались же! Вы необязательная, люди на вас рассчитывают, так и быть я приложу усилия, чтобы вам сроки сдачи перенесли»! - продолжала давить она.
Мне было слишком плохо, чтобы спорить. Впервые я повесила трубку, забанив человека везде без возможности как-то реабилитироваться.
Так я не поступала ни разу. Даже когда у одной из сотрудниц отдела кадров на пустом месте случилась истерика и свою злобу она сорвала на мне. Тогда в обед мне назначили встречу, я ее письменно подтвердила. В тот день я была в заслуженном отгуле и решила выспаться. Около 10, поднявшись по будильнику я обнаружила три пропущенных и агрессивную смс о том, что «встречу вынуждены отменить, так как я не отвечаю на звонки, а значит в вакансии не заинтересована».
И это компания, у которого график работы указан как с 10 до 19. Может быть, они уже нашли другого кандидата и искали повод отказать? Или руководитель суров и, если что-то идет не по его порет сотрудников батогами на конюшне как баре до 1861 года? Других объяснений у меня нет.
«Они тебя жрут живьем, планомерно самооценку убивая, авось сломаешься» - припечатала Кристина (двоюродная сестра по папе), принесшая мне домашний куриный бульон и пирожки.
«Я одним таким работодателям два задания сделала, больше недели угробила. Поработаю - и домой, к компу. Зубы чистить не успевала, с чернющими синяками ходила. И что - меня кадровик два месяца игнорил, трубки бросал и на почту не отвечал. А потом как снег на голову объявился, извините, не дал обратную связь, вакансия заморожена… и далее по заученному тексту продолжал вешать лапшу на уши. А у нас другая вакансия, хотите пообщаться. Я в раздрае, контора моя ко дну идёт, чего б не попробовать. Только больше тестовых заданий я делать не будут. И что ты думаешь? Спустя неделю звонит, жалостливо так, виновато - ой, и та вакансия заморожена».
У меня самой пару лет до этого была история внезапного воскрешения из небытия работодателя спустя год после первого собеседования и двух больших заданий. Если в первый раз на второй встрече вместо обещанного начальника управления потенциальный руководитель привел какую-то неопрятную девушку с желтющими зубами и пожеванной стрижкой, которая вела почти все интервью. Она все время придвигалась все ближе и гнилостный запах изо рта становился все тошнотворнее.
Еще тогда я подумала, что работать с ними не буду никогда. Для меня нечищенные зубы, как и немытая голова - маркер ненависти к себе, как селфхарм или чрезмерное употребление чего-либо. Лицо, фигура, пусть и с тяжким трудом поддаются корректировке, но не найти 10 минут и 200 рублей на простенькую зубную пасту и шампунь из Ашана - для меня это дико.
Потом, уже на выходе, руководитель стал с жаром рассказывать, какая разница, как позиция будет называться, но фальшь и наигранность чувствовалась во всем. Как я подумала, эта девушка переведена из розничного офиса на ту позицию, о которой мы говорили первоначально и им нужен классный исполнитель, кому она будет задания давать. Я твердо сказала, что если они в процессе меняют правила игры в одностороннем порядке, то говорить не о чем.
И вот, спустя год с небольшим, они про меня вспомнили. И снова пообщаться зовут. Неужели оценили, мелькнуло в голове. Да и времени на те задания было жалко.
«Позиция новая, даже круче чем год назад - начальник отдела. Да, дела в раздрае. Девушка - замначальник отдела, которую я видела год назад, вот-вот в декрет уйдет. Проекты в запустении, задач много, планы наполеоновские».
Оговорили что они хотят, сроки, стратегические цели. Дважды озвучили, что позиция будет постоянная, из чего состоит доход, какой рабочий график. Я заполнила документы для службы безопасности. Через два дня кадры порадовали, что меня берут могу писать на работе заявление на увольнение и приходить с трудовой.
«Мне на служебку на перевод дня три потребуется».
Перевод на вновь открываемую вакансию?! Непонятно.
Звоню руководителю. Тот мнется и настаивает на личной встрече.
«Понимаете, руководитель не согласовал Вашу кандидатуру. Давайте мы вас пока примем на ставку заместителя, а там как проявите себя. Только пока она не родит, мы вас не можем и на это место принять. Поэтому пока вас оформим по договору, а в июле переведем на декретную ставку. Ну и оклад там, соответственно, ниже чем оговаривали в полтора раза».
«Потерять в деньгах, уже имя работу, чтобы может быть через три месяца перейти на декретную ставку и ту - по должности ниже? А смысл?»
«Разве Вам не интересно попробовать?»
«Если тебе мое мнение интересно - продолжала Кристина - я больше не иду на сделку с совестью, пытаясь оправдать хамство, грубость и нарушение личных границ, равно как и нарушение трудового кодекса. Не пытайся вытянуть заведомо провальный диалог, если видишь, что ты не нравишься собеседнику. Забей ты на все глупые статьи, про стрессоустойчивость и продуктивность. Если бы ты хотела быть постоянно на адреналине, то выбрала профессию в МЧС или полиции.
И слушай интуицию. Я один раз должна ехать оформляться на новое место - а не могу заставить себя с места встать. Тошно мне и такая безнадега накатила. Извинилась перенесла на завтра - на тот момент месяц сидела без работы, деньги то нужны. А условия похуже чем я рассчитывала, но для того времени сносно.
На утро - та же самая тема, не могу и все. Плюнула, извинилась, отказаась от вакансии.
А через полгода узнала, что компания пенсионеров обманывала - руководство посадили, сотрудников по судам таскают, имена и фотки с странички в соцсетях на всех местных форумах полощут, даже в новостях несколько сюжетов было. И куда б я с волчьим билетом сейчас? Зубы на полку положила?
Еще одни ну прям так сладко пели, аж мерзко… а потом я узнала, что у них за 2 года четыре главбуха сменилось и народ бежит. Поэтому, если тебе что-то кажется странным, то скорее всего это тебе не кажется».
Кристина меня сильно отрезвила. Действительно, я часто цеплялась за заведомо провальные вакансии - и сама же жрала себя за «упущенный шанс». Так, еще будучи студенткой я верила в порядочность фирмы с серой зарплатой, пока за день до оформления совершенно случайно не узнала о том, что оформлять меня будут в непонятное ИП, которое зарегистрировано на другом конце страны на человека, который ранее был учредителем двух компаний, каждая из которых прожила меньше года. От работы я, естественно тогда отказалась.
Еще был случай, когда я до последнего сомневалась, правильно ли я сделала, отказав в вакансии, где раз в неделю предполагались командировки в соседний город в офис, о чем я тоже узнала только в последний день. Да, всего 50 км по трассе в одну сторону - но для нашего климата это порой очень непросто. Уже позднее я случайно узнала из местного портала, что офис в нашем городе они закрылись и всех перевели туда. «Тем, кому далеко и автобусы не ходят» было указано на дверь.
Хэппи энд
Работу я в итоге нашла. Классные коллеги, отличный шеф и безумно интересный проект. Думаю, это моя последняя проектная занятость и в будущем я буду искать постоянное место. Несмотря на весь мой негативный опыт, я убеждена, что поиск и подбор персонала - работа безумно творческая, требующая такта, выдержки и огромной любви к людям. Из-за непрофессионализма, хамства и нетактичности некоторых сотрудников, они страдают ничуть не меньше соискателей - стереотипы вещь въедливая и живучая.
Поводом для написания поста послужила ситуация, которая сегодня произошла с моей хорошей подругой. Она завершила проект, на котором работала несколько лет и для нее современные реалии рынка труда немного непривычны. Далее с ее слов:
«Кадровое агентство меня представило в компанию. Долго резюме болталось у них, почти месяц. Накануне собеседования у нас в доме авария произошла - ни света, ни интернета. Попросила перенести. Я метаюсь между экстренно размораживающимся холодильником и рыбками, у кого нет кислорода… Извиняюсь, прошу перенести - а мне пишут про то, что, если найти работу есть шанс есть, надо им пользоваться.
Новый день, перехожу по ссылке в зуме - а там в конференции помимо меня пять участников. И ведь заранее уточняла, с кем встреча, только с руководством ответили.
Общение с совершенно незнакомыми людьми и так огромный стресс. А их пятеро, причем ни у одного камера не включена. И кто-то, кто не удосужился поздороваться выдает в эфир «Расскажите про себя». И снова тишина в эфире. Ощущение, что меня поставили на сцену, мол удиви нас. Кто эти люди, зачем они здесь - ни один не то что не преставился.
Если людям не знакомы элементарные правила приличия, то говорить с ними не о чем. Я попрощалась и выключила диалог.
Почти сразу же мне в скайп написала представитель кадрового агентства, с кем я общалась до этого. Девушка невероятно открытая, доброжелательная, она всеми силами пыталась понять, что произошло, сгладить впечатление от ее коллег и договориться о повторной в - уже личной - встрече. Я не сторонник входить в одну реку дважды, и мы тактично попрощались.
А потом начался сюрреализм. Мне написала hr от компании сходу подпинывая за то, что я «упустила шанс найти работу». «Договоренность, что будет встреча с одним человеком? Мы в вас очень заинтересованы, поэтому нас пятеро. Что ж вы сейчас то смелая такая, а тогда смолчали? Сразу б высказали, что представиться надо. И все б камеры включили и здороваться начали, а задним числом все хороши говорить. Говорите, что собеседование стресс? Ну да, а вы что хотели, чтоб здорово было? Нет, в работе у нас нет пассивной агрессии, это другое!» Продолжать этот глупый бессмысленный диалог я не стала».
Сейчас она сидит у меня на кухне, раненая, беспомощная. Через пару дней она как и я поймет, что начинать диалог с людьми, относящимся к людям по-хамски не стоит".
.
.
.