Я склонен думать, что во сне отдыхающий мозг пытается упорядочить нейронные связи между синапсами. И при помощи ужасного жителя Рлайха Лавкрафт лишь пытался сопоставить сущности, сведшие с ума обоих его родителей. Но как тогда объяснить вещие сны, существование которых глупо отрицать? Есть такая теория "1/3 информации", которая приблизительно гласит, что часть информации находится в нас самих, часть мы получаем из окружающего мира и еще одна часть где-то там абстрактно существует и время от времени попадает в голову. Тогда к какой из этих частей можно отнести сны отца Ктулху и истинного автора Некрономикона. Возможно где-то в глубинах ледяного шельфа, в Бермудском треугольники или на дне Марианской действительно есть что-то такое, с чем еще предстоит столкнуться человечеству. Кто знает, кто знает...
Начну, пожалуй, с предпосылок появления данной статьи. Во-первых, многие люди полагают, что Мифы Ктулху - это огромные неподъемные фолианты, размер которых превышает, например, "Войну и мир" или "Игру престолов". Возможно, если сложить воедино все высеры последователей мастера, то суммарное количество буков и принимает катастрофические масштабы, отодвигая на второй план даже авторов, посвятивших свой творческий путь приключениям великого и благородного киммерийца. Но сам же Лавкрафт едва накорпал на 3 небольших томика, причем многое в соавторстве. Причем ни одного своего произведения ему при жизни так и не удалось издать (если не считать популярные в то время журнальные сборники фантастических рассказов). Во-вторых, многие теряются, увидев перед собой множество небольших рассказов и повестей, далеко не все из которых посвящены ужасным Древним, могущественным Старцам, кошмарным Шогготам и иже с ними.
Естественно, такое любопытство к творчеству автора возникло у меня в следствии появления на моей полке с игрушками двух цветных коробок: поменьше "Elder Sign" (перевод названия которой многие не читавшие Лавкрафта извращают как попало) и побольше "Arkham Horror". Последний представляет собой идеальный образчик так называемого америтереша. Как следствие, играть в него без предварительного знакомства с литературным первоисточником крайне не рекомендуется.
Творчество Говарда Лавкрафта достаточно противоречиво и неординарно. До сих пор возникают споры о том, кто же он - знаменитый создатель ктулхов - гений или шизофреник. Как по мне, то одно другому не мешает, а, зачатую, вполне гармонично уживается. Многие также считают слог автора откровенно слабым и в целом его произведения лишь с натяжкой можно назвать ужасами. Вот тут я полностью согласен. К сожалению, литературные приемы автора слишком слабы, чтобы создать настоящую леденящую душу историю в придуманной им вселенной. Это скорее легенды или мифы, как правильно подметил Август Дерлет, но никак не "horror", Кстати, многие в эти мифы верят до сих пор. Я уверен, что в окружении любого найдется несколько человек, которые на вопрос "Что такое Некрономикон?" ответят, что "Это древняя оккультная книга, позволяющая колдунам пробуждать мертвых, или что-нибудь в этом духе". Однако все эти мелочи не помешали ему стать родоначальником целого поджанра мистических ужасов о таящихся в глубинах космоса неведомых тварях и достаточно глубоко проникнуть в современную культуру, добравшись даже до Владимира Владимировича. В общем, отвечая на вопрос, с чего бы начать знакомство с творчеством Лавкрафта, я бы ответил:
- "Хребты Безумия". Попав в пещеру антарктическая экспедиция натыкается на интересные и весьма необычные находки, которые должны перевернуть все представления о развитии человечества. В результате мы узнаем о том, кто такие Старцы, как они связаны с Шогготами. В книге детально описан внешний вид, мотивы и образ жизни этих существ. Также читатели узнают, как связаны Старцы с Древними и чем же так примечателен Символ Старцев. для ленивых к чтению и просто страждущих Гильермо дель Торо уже несколько лет обещает снять мего-блокбастер по произведению, но денег под это ему пока не дают. Голливуд, дай денег автору "Лабиринта фавна" и "Аццкого пацана", мы верим, он сможет.
- "Зов Ктулху". Самое что ни на есть ключевое произведение в цикле Мифов Ктулху, так как именно здесь в деталях описан сам ужасный щюпальцоид и его вечная колыбель в виде кошмарного и чарующего подводного города Рлайх. Из этого же произведения читатели узнают, что же значит "Пх'нглуи мглв'нафх Ктулху Р'льех вгах'нагл фхтагн" (если вам, конечно, это интересно). В 2005 году вышла отличная стилизованная под немое кино одноименная кинолента. Пожалуй, лучшая по произведениям автора.
- "Тень над Иннсмаутом". Молодой парень, путешествуя по аркхемской округе, попадает в небольшой рыбацкий городишко, все жители которого поголовно поклоняются каким-то божествам. Из повести можно узнать кто такие Глубоководные и Отец Дагон (про Мать Гидру, видимо, автор тогда еще не придумал). Тут наилучшим образом проиллюстрирован один из ключевых принципов мифов: все самое необъяснимое происходит в самых отдаленных закуточках нашей матушки земли, подальше от глаз больших мегаполисов. В 2001 году вышла не совсем уместная адаптация под названием " Дагон". Впрочем, все не так уж плохо и разок посмотреть можно.
Все три указанных произведения - небольшие повести на 50-70 страниц, прочтение которые не займет много времени. На сегодня все, но, естественно, это далеко не последняя запись, так как теперь на моей книжной полке, слегка потеснив настолки, прописалось пока еще 7-и томное собрание (и я искреннее надеюсь, что таковым оно и останется, а не разрастется до монструозной подборки высеров всяких писак) сочинений Лавкрафта, Дерлета и прочих продолжателей дела великого матера.