13 февраля практически сразу после 82-го дня рождения не стало Анатолия Александровича Зайцева: видного учёного - доктора экономических наук, организатора и руководителя, общественного, партийного, политического деятеля, второго по счету министра путей сообщения (МПС) современной России, одного из "отцов" отечественного Маглева.
Анатолий Александрович родился 6 февраля 1940 года в семье простых крестьян, начал путь железнодорожника кочегаром в депо Кандалакша, затем был помощником машиниста тепловоза, руководителем среднего звена в депо, дорос до начальника Октябрьской железной дороги. И наконец в 1996 году занял должность руководителя МПС. Это всё сухие строки биографии, официоз. Гораздо интереснее масштаб личности, про него можно сказать - и целого века ему было мало.
Зайцев Анатолий АлександровичФото с Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Zaytsev,_Anatoly_Aleksandrovich.jpg Запомнился он своим разворотом в сторону либерализма в конце 80-х, с предложениями об изменении порядка работы на железных дорогах, он видел спасительную тросточку в частном капителе. В 80-е на ж/д СССР сложилась ситуация, возможно характерная для многих отраслей "коммунистической империи" - нормы труда составлялись таким образом, чтобы выполнялись они максимально долго, с минимумом усилий, и крайне низким КПД, развитие остановилось, началась деградация всей системы. Радикальные умонастроения позволили в начале 90-х, 00-х и по инерции в 10-х осуществить ряд неоднозначных преобразований на стальных магистралях, давших прежде всего новое качество комфорта, услуг для пассажиров, резко сократить численность работающих в системе РЖД, улучшить экономические показатели, разделить прибыльные направления в виде перевозки грузов от социальных - пассажиров. Однако либерализм, как и любой из "измов" несовершенен, и уже в середине 10-х Анатолий Александрович стал предлагать возврат к структуре МПС РФ, к централизации, возврату государственного подхода к управлению на ж/д, закупке отечественной техники.
С присущей ему энергией, страстью к изучению нового этот воистину Великий человек шёл не по проторенной колее, по заранее намеченному пути, а прокладывал свой, увлекая людей за собой, заражая и заряжая своей энергией, энергетикой. Это нашло отражение в части высокоскоростных магистралей железнодорожных (ВСМ ЖД). Довольно быстро стало понятно, что окупаемость таких проектов под вопросом, уж слишком много недостатков у движения со скоростями более 200-250 км/ч - необходимость обустройства путей на железобетонном основании толщиной до 60 см, проблемы с отрывом токоприёмников от контактной сети, необходимость замены и усиления контактной сети и электрической инфраструктуры, проблемы взаимодействия вагонов друг с другом ... и в конце концов отсутствие достаточного количества богатых людей - ВСМ ЖД должны проходить через мегаполисы с населением около 20-25 миллионов человек, чтобы собрать платежеспособный спрос на высокие скорости. У нас в стране это только Москва и Санкт-Петербург, и то под вопросом. Иногда приводят примеры с Китаем, Европой, но не делают акцента на том, что северные районы Китая, похожие на Россию климатом и количеством населения, расстояниями между городами крайне слабо охвачены ВСМ и скорости более 250 км/ч там редкость, а не норма жизни, в Европе пришлось придушить авиа и автосообщение ради ВСМ ЖД. ВСМ ЖД не выдерживает конкуренции с авиацией на расстояних более 600-800 км, ведь тогда время в пути значительно увеличивается, даже с учётом необходимости проходить регистрацию и ожидать багаж. Всё это стало очевидно ещё в конце 90-х, начале 00-х во время его возвращения на должность начальника Октябрьской дороги с поста министра, где как раз шла отработка отечественного электропоезда высокоскоростного ЭС250 "Сокол", который не был доведён до ума скорее всего в угоду немецкому Siemens Velaro RUS. После чего был период работы в ЗакСобрании Ленинградской области в комиссии по налогам и сборам.
Электропоезд высокоскоростной ЭС250 "Сокол"Фото с Википедии:
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sokol_in_depot.jpg И наконец (!) работа в Петербургском государственном университете путей сообщения (ПГУПС), где Анатолий Александрович уже занимался наукой, популяризацией технологии магнитной левитации (Маглев), в которой он видел замену малоэффективному рельсовому транспорту. Он вместе с учёными, коллегами из ПГУПСа, научно-исследовательского института экспериментальной физической аппаратуры (НИИЭФА), профильными научными, промышленными организациями по исследованию сверхпроводимости, магнетизма основал кластер "Российский маглев", направленный не только на популяризацию, но прежде всего на внедрение в жизнь отечественной технологии магнитной левитации. Росмаглеву удалось создать статический прототип вагона на "магнитной подвеске" с использованием мощных постоянных магнитов, динамический уменьшенный макет, разработать компьютерные модели, изучить и обобщить разрозненный мировой опыт, предложить отечественный новаторский подход, провести несколько конференций.
ПГУПС Фото с Википедии:
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:University-StPeterburg-p1030659.jpg Оппоненты на его фоне выглядили никчемно и серо, их идейки про "купим немецкое", "заграница нам поможет" суть есть гниение мозга, о такой интеллигенции очень ёмко и точно выразился Ленин. Достопочтенный "старец" с лёгкостью уделал и зрелых так называемых учёных и новых Борджиа из числа пожизненных школотронов. Однако история с ЭС250 и ЭТ4А показывает, что мало быть лучшим, надо ещё и быть "выгодным", всё это особенности политической системы нашей страны. Удастся ли небольшому клану ВСМ ЖДных из РУТ (МИИТ) и РЖД продавить свои фантазии, удушить Маглев - покажет время.
30 000 кг (30 тонн) левитируют на высоте в 30 мм с 2015 года в Санкт-Петербурге. В нижней части кадра виднеются листы каштана, посаженного в честь установки статического стенда Фото из статьи:
https://menswork.ru/?q=node/1436 Для меня Анатолий Александрович остался в памяти как подлинный новатор, исследователь, экспериментатор, эффективный организатор, человек преданный своей Родине, нации, делу, пример порядочности в достижении поставленных целей. В чём-то его путь схож с
Мясищевым Владимиром Михайловичем в части смены направлений деятельности и результативности труда. Спасибо Вам, Анатолий Александрович за ВСЁ, соболезнования родным и близким, точку не ставлю - Вы не умерли, Вы растворились в будущем
Интересное видео по ссылке:
https://www.ntv.ru/novosti/2258064/