Тенденции последних лет свидетельствуют, что попытки украинской политической элиты балансировать между двумя полюсами - Брюсселем и Москвой, могут привести к очередной широкомасштабной дестабилизации внутри страны. Надо отметить: движение на Запад с одновременной оглядкой на Восток для Украины является наиболее опасным и контрпродуктивным сценарием, хоть именно этот путь, во многом вынужденно, выбрала элита страны.
По мнению политологов, результатом «оранжевой революции» 2004-2005 годов стал обрыв естественного хода развития Украины и уничтожение её суверенитета. На место сметённой народными волнениями центральной власти пришла власть региональных кланов. После «майдана» власть президента не распространялась на всю территорию страны: Донбасс не принял Ющенко, а Галичина в полной мере не подвластна Януковичу. Крым стал зоной опасного перманентного межнационального напряжения.
После того, как Юлия Тимошенко, пытающаяся занимать между этими идейными полюсами «центровую» позицию, начала отбывать срок, украинский политикум вошёл в штопор опаснейшей поляризации. Так, на западе Украины всё более популярной становится неофашистская «Свобода».
Кризис власти является производной фактического раскола страны
Импотенция центральной власти привела к тому, что выразители идейного раскола в течение последних лет из регионов переместились в парламент. Сегодняшняя Верховная Рада нуждается в роспуске, поскольку осуществлять нормальный законотворческий процесс она просто не в состоянии. Сессии проходят под скандирование «Говорите по-украински!» с одной стороны и «Фашисты!» с другой.
Будучи не в состоянии добиться серьёзной поддержки извне, власть Януковича всё туже затягивает ремни внутри страны, что вызывает рост напряжения не только в широких слоях украинского общества, но и в самой Партии Регионов.
В подрыв национального суверенитета украинского государства значительный вклад внес экс-президент страны Виктор Ющенко. Так, в размещённом на YouTube видеоролике, он деловито описывает сценарии неизбежных, по его мнению, финансово-экономического и энергетического коллапсов Украины и искренне негодует по поводу того, что Украиной российский газ закупается по несправедливо высокой цене, обходя стороной предысторию вопроса. А ведь именно в годы его правления украинская ГТС использовалась в качестве в качестве политического рычага против России, что вынудило её строить Северный и Южный потоки.
Однако суть дела не только в газе. В период правления Ющенко Украина проводила не собственную, а внешнюю политику США, направленную на подрыв безопасности РФ. Выделим лишь некоторые шаги украинского государства, на которые Россия просто не могла не реагировать: активное продвижение к членству в НАТО, политическая поддержка в августе 2008 года Грузии - военного противника России, попытки переиначить историю и героизация фашистских пособников и проч. Угрожая безопасности соседнего государства и разрушая фундамент партнёрства, Виктор Ющенко, одновременно, пытался строить с Россией экономически взаимовыгодные отношения. Но ведь так не бывает! Именно это и заставляет российские власти задуматься над тем, каковы будут дальнейшие перспективы взаимоотношений двух «братских» государств с приходом к власти, скажем, лидера украинских неофашистов Тягнибока.
С сожалением вынуждены констатировать факт, что у Виктора Януковича поля для манёвра на сегодняшний день, практически, нет. Финансовая система и энергетика дышат на ладан. Пик радикализма оппозиции, кризис финансовой системы Европы, который, благодаря событиям в банковской сфере Кипра, получил достаточно мощный импульс (напомним также, что по состоянию на начало января текущего года основные инвестиции в экономику Украины осуществлялись именно из этой страны) - всё это вынуждает Виктора Януковича пойти по пути встраивания потенциала Украины в Евразийский Союз с Россией, Казахстаном и Белоруссией, иными словами интегрироваться в Таможенный Союз в качестве полноправного государства. Но в силу вышеуказанных причин этот выход для президента Украины закрыт. Круг замкнулся.
В этих условиях украинской власти не остаётся ничего другого, как говорить о своём членстве в ЕС и демагогически настаивать на курсе евроинтеграции, даже на фоне того, что сами европейские чиновники внятно озвучить перспективы Украины, по всей видимости, так и не собираются.
Одновременно с этим, Киев мечется в поисках альтернативной энергетической модели и альтернативного же политического полюса, строя, по большому счёту, утопические маршруты газоснабжения и рассчитывая на финансовую поддержку из Китая. На произошедшей 20 марта с.г. встрече с господином Венди Шерманом, заместителем госсекретаря Соединённых Штатов по политическим вопросам, Виктор Янукович сказал, что «…Украина и в дальнейшем намерена развивать стратегические отношения с США…». Но вопрос в том, настроены ли на сотрудничество с Украиной сами Соединённые Штаты Америки? Ведь у них есть цели и поважнее.
Надежды Виктора Януковича на поддержку и помощь со стороны США вряд ли сбудутся. Вместе с тем, планомерная деятельность американцев, направленная на дестабилизацию и развал Украины имеет все шансы на успех. Всё, чего они добиваются, можно сформулировать так: насколько возможно дольше сдерживать процесс интеграции четырёх крупнейших экономик на постсоветском пространстве - России, Казахстана, Украины и Белоруссии, который способен полностью изменить в обозримом будущем политическую карту Евразии.
В отличие от большинства деятелей украинской политической элиты, в США прекрасно понимают, что Украина представляет собой недостающее звено в Евросоюзе. Причём, у России будет тем меньше шансов построить по-настоящему мощный политический организм, чем более недееспособным это звено будет.
В России это также понимают. Но цепная реакция украинского коллапса уже запущена. Чем скорее она достигнет логической развязки, тем меньше средств и энергии потребуется от России, чтобы восстановить стабильность и порядок в юго-восточных областях Украины. Жёсткость политики Москвы по отношению к Киеву свидетельствует о её стремлении ускорить наступление неминуемого. И в этом есть своя логика, поскольку территории Западной Украины будущему евразийскому организму противопоказаны «по определению».