И ПОШЕЛ ИУДЕЙ НА ИУДЕЯ…

Oct 09, 2014 12:47

Оригинал взят у bolivar_s в И ПОШЕЛ ИУДЕЙ НА ИУДЕЯ…
И ПОШЕЛ ИУДЕЙ НА ИУДЕЯ…


Евреям на фронтах Первой мировой приходилось воевать и против своих соплеменников

Владимир АНИКИН, доктор политологии, журналист, Хайфа

Фото: Германский солдат позирует с еврейской семьей в городе Лида (Белоруссия)

Первая мировая война (1914-1918), называемая современниками Великой войной, столетие которой отмечает все человечество, не могла не оставить глубокого следа и в еврейских общинах воюющих друг против друга военно-политических блоков - Антанты (Россия, Франция, Великобритания), с одной стороны, и Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия), - с другой, а также союзников этих блоков.

Как известно, накануне войны в России проживало 5,5 млн. евреев, в Австро-Венгрии - свыше 2,5 млн., в Германии 600 тыс., в Великобритании (Англии) около 250 тыс., во Франции - почти 100 тыс., в Италии - 45 тыс. евреев. Захвативший население воюющих государств патриотический угар - война "до победного конца" не оставил в стороне и евреев. Естественно, в рядах противоборствующих армий оказалось значительное число евреев.

В Великобритании, обладавшей в принципе небольшой армией, впервые в истории страны был проведен принудительный призыв. Для снижения существующих социальных барьеров между общественными группами и предупреждения грядущей нехватки рабочих рук и дефицита продуктов питания, правительство разработало ряд законов, таких как закон о защите королевства. В действующую армию были призваны и представители еврейских общин доминионов - Австралии, Канады, Новой Зеландии и других территорий. Известно, что в 1917-1919 годах в составе британской армии действовал так называемый Еврейский легион - добровольное подразделение (5 батальонов), созданное по предложению Иосифа Трумпельдора и Владимира Жаботинского. Легион, известный также как "Zion Mule Corps"(по имени первоначальной части) противостоял войсковым подразделениям Османской империи, союзницы Германии.

Понесенные военные потери, превысившие 850 тыс. человек и связанные с этим потрясения, нанесли британскому обществу глубокие психологические травмы, донельзя обострили демографическую ситуацию, существенно повысили уровень национального самосознания населения большинства доминионов и подконтрольных территорий империи. С победой в мировой войне связано предоставление Великобритании в том числе и права управления в Палестине (так называемый британский мандат).

В рядах германской армии сражалось 96 тысяч евреев. Как и немцы, они верой и правдой старались служить своему отечеству. Их чувства в тот тяжелый период емко характеризует завещание лейтенанта-резервиста Иосифа Цюрндорфера (1886-1915): "Как немец я пошел на войну, чтобы защитить свое отечество, как еврей - чтобы добиться полного равноправия моих собратьев по вере". В первый же день войны на призывной пункт явился самый пожилой немецкий доброволец, 68-летний генерал Вальтер фон Мосснер, известный военачальник, незадолго до войны вышедший в отставку. А самым молодым немецким добровольцем оказался 13-летний еврей Иосиф Ципис, который в 1918 году сумел каким-то образом проникнуть в ряды новобранцев и попасть на фронт. Из 96 тыс. евреев-военнослужащих 10 тыс. записались добровольцами, две тысячи были произведены в офицеры и 19 тыс. - в унтер-офицеры. Погибли на фронтах сражений и пропали без вести 12 тыс. человек, то есть каждый восьмой военнослужащий-еврей. 35 тыс. солдат и офицеров, исповедовавших иудаизм, были отмечены орденами и медалями. Среди воинов-добровольцев насчитывалось около 30-ти раввинов, наравне с солдатами разделяющими тяготы воинской службы. К сожалению, и в германской армии не обходилось без проявлений дремучего антисемитизма, который в основном исходил от офицеров. Это, наряду с трудностями фронтовых будней и потерями своих друзей-сослуживцев, тяжелым бременем ложилось на плечи солдат-евреев. В составе австро-венгерской армии воевало почти 350 тысяч евреев.

Активное участие в Мировой войне приняло французское еврейство. Около 35 тысяч евреев - французских граждан, проживающих во Франции и Алжире, то есть более 20% всего еврейского населения были мобилизованы или добровольно вступили в армию. В их числе были даже участники франко-прусской войны 1870-1871 годов, например, капитаны Ш.Леманн и Р.Франк. В годы войны в рядах армии насчитывалось 12 генералов-евреев, а также немало лиц занимающих ответственные посты в военной администрации.

Среди добровольцев находилось около четырех тысяч евреев-политических эмигрантов из России, не имевших французского гражданства. Они были направлены в так называемый Иностранный легион, в котором царила жесткая военная дисциплина. Это подразделение зарекомендовало себя одним из лучших частей французской армии. Среди наиболее отличившихся в боях отмечены - З.Пешков и капитан Рехтзаммер. Не удалось избежать больших потерь. Так, из 39-ти летчиков-евреев, 35 были убиты. А всего погибло около восьми тысяч французских военнослужащих-евреев.

Большим патриотическим подъемом, массовыми манифестациями встретило вступление в Мировую войну и население Российской империи (отрезвление от эйфории наступило позже). Вместе со всеми, разумеется, были и евреи. В царском Манифесте о войне содержался призыв забыть "в грозный час испытаний… внутренние распри". Патриотический настрой российских евреев, их желание исполнить свой гражданский долг и для этого принести себя в жертву ради интересов страны на историческом заседании Государственной думы 26 июля 1914 года выразил член фракции партии Народной Свободы (кадеты) Н.Фридман: "…Никакие силы не отторгнут евреев от их родины России, от земли, с которой они связаны вековыми узами". С призывом отстоять Отечество выступила и еврейская печать. В синагогах и молитвенных домах проводились богослужения о даровании победы русскому оружию. По данным Российского государственного исторического архива (РГИА), только в начальный период войны в ряды русской армии вступило более 300 тысяч евреев. Объявленная мобилизация в армию практически прошла без недобора. К концу войны в русской армии уже насчитывалось почти 600 тысяч евреев, что было значительно больше, чем выставили Англия и Бельгия вместе взятые. Таким образом, процент евреев в армии во время войны был выше, чем в составе населения России в целом.

Казалось бы, активное участие еврейского населения в торгово-промышленной деятельности, в развитии ремесленничества, в оказании услуг населению в области здравоохранения и других отраслях, наконец, патриотическое настроение еврейства в грозное время должно было бы разрушить укоренившиеся предубеждения и открыть путь к признанию евреев полноправными гражданами также, как это осуществлено в передовых странах западной Европы и США. Однако в реальности под прямым влиянием ненавистников еврейства были приняты заблаговременные меры, чтобы настроить против евреев армию и народ, используя военное время. В результате страну охватила эпидемия шпиономании, еврейское население подверглось огульному обвинению в предательстве. О беспрецедентном недоверии военного и гражданского начальства свидетельствует, к примеру, блок документов "Управления областей Австро-Венгрии, занятых по праву войны": "…Сведения о лицах, подозреваемых в шпионаже, наблюдении за подозрительными лицами. Сведения об… отношениях с местным населением и еврейской диаспорой, примерный перечень вопросов об отношении евреев к войне". На собственной российской территории практиковалось взятие заложников из числа видных представителей местного еврейства как гарантия верности отечеству. Антисемитизм процветал и в самой действующей армии. Был даже издан приказ, чтобы военнослужащих-евреев нижних чинов отправляли на фронт в составе первых маршевых рот. Дорога в офицерский корпус для евреев пролегала только через обряд крещения, среди которых было немало видных военноначальников (генералы: Сергей Цейль, Александр Хануков, Николай Иванов и М.Арнольди, вице-адмирал Александр Сабсай, контр-адмирал Я.Кефали и другие). Самое позорное для военных властей было то, что военные неудачи нередко связывались якобы со "злоумышленниками-евреями".

Огромнейший экономический, моральный и психологический урон стране нанесла практика поголовного выселения еврейского населения из местностей, охваченных военными действиями. По разным данным, за годы войны число принудительно выселенных евреев из приграничных зон составило от 500 до 600 тысяч человек, бросивших свои дома, обедневших и больных. Вкупе с беженцами других национальностей, которые тоже потеряли свой кров, это обстоятельство внесло глубокое расстройство в размеренный уклад хозяйственной жизни тех мест, куда они прибыли, а в целом явно не способствовало полной мобилизации тыла. Кстати, депортации населения вызвали отрицательную реакцию стран-союзниц и финансовых кругов Западной Европы и США.

Положение военнослужащих-евреев нижних чинов кардинально изменилось после Февральской революции 1917 года, когда декретом Временного правительства были отменены все сословные, вероисповедные и национальные ограничения при поступлении в военно-учебные заведения, а также при производстве солдат-евреев в офицеры на общих основаниях. Немало патриотически настроенных евреев поступили в юнкерские училища и школы прапорщиков, а после окончания ускоренного курса обучения отправились на фронт. За проявленные мужество и отвагу в боях свыше трех тысяч солдат-евреев было награждено Георгиевскими крестами, более сорока из них стали кавалерами "полного банта" (получив 4 Георгиевских креста и 4 Георгиевских медалей) (Айзек Кантор, Рафаил Баум, Хаим Притык, Янкель Пинкус, Соломон Глотман и др.).

Октябрьский переворот 1917 года и сепаратный договор новой российской власти с Германией (1918 г.) вывел Россию из числа главных фигурантов Первой мировой войны. Недаром эту войну называют еще и братоубийственной: русские убивали братьев славян (военнослужащих Австро-Венгрии - словенцев, чехов и словаков) и наоборот, болгары атаковали сербов и македонцев, евреи России противостояли военнослужащим-евреям Германии и Австро-Венгрии и наоборот, евреи и католики Германии воевали с соплеменниками и единоверцами Франции, Великобритании и Италии (с 1915 года). Таким был - не на жизнь, а на смерть - жестокий расклад Первой мировой войны (28 июля 1914 - 11 ноября 1918 г.) - один из самых, говоря современным языком, широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества.

Вступая в войну, каждое государство преследовало свои конкретные цели, поэтому причин возникновения вооруженного конфликта было много. Вот что сказал по этому поводу тогдашний президент США Томас Вудро Вильсон: "Все ищут и не находят причину, по которой началась война. Их поиски тщетны, причину они не найдут. Война началась не по какой-то одной причине, война началась по всем причинам сразу". Хочется верить, что в той Великой войне меньше всего были заинтересованы евреи.

Еженедельник "Секрет"     http://isrageo.com/2014/10/05/iposhel/

Previous post Next post
Up