Jun 07, 2015 14:41
Вся история столетней давности - это история распада империй. Народы, живущие под пятой метрополии, освобождаются. Это - естественный процесс. Жители метрополии поначалу полагают, что они необходимы своим «подопечным», что они дали культуру («Бремя белого человека»), воспринимают уход с болью, никого отпускать не хотят, и т. д. Но колонии всё равно уходят. Это - естественный процесс, опять-таки.
Так распались Британская, Османская, Австро-Венгерская империи. Поражение германского Райха после Первой Мировой вызвало желание реванша. Это породило фашизм, создание ретро-империи, которой достаточно быстро указали на место.
В 1917-ом распалась Российская Империя. Это было вполне исторически закономерно - идеология «За Веру, Царя и Отечество» уже не могла удерживать гигантский молох империи, огромное многообразие народов, вер и пр. Экономическое развитие в РИ было, однако началось оно с большим опозданием. Но империю вскоре удалось пересобрать. Пересборка империи не была, как некоторые считают, мирным и в полной мере добровольным процессом - все национально-освободительные движения, какими бы они не были, сначала должны были потерпеть поражение. Но важнейшим оказалось и то, что в топку идеологии нашлось новое сырьё взамен выгоревшему и утраченному - идеология коммунистическая, вечная идея равенства и социальной справедливости, которой удалось соблазнить многих не только непосредственно в России.
Таким образом, после создания СССР жизнь империи удалось пролонгировать еще на примерно семь десятилетий. Но экономическое и технологическое отставание, крах коммунистической идеологии, имперское бремя привели к распаду страны в 1991 году. Распад империи на независимые национальные государства, как мы с вами, умными людьми, теперь понимаем, явление исторически закономерное. Но поняли это не все, особенно в России.
Многие - естественно, главным образом русско-советские имперские патриоты - полагают, что СССР - это не империя, это некое доброе интернациональное объединение, дружбы народов надёжный оплот, братских народов союз вековой и т. д. Оказывается, не было русских, украинцев, латышей, грузин, таджиков, а была «единая обчность - советский народ». Это, конечно, более чем спорное утверждение на интеллектуальном уровне максимум брежневских агиток. На словах декларировавшийся в СССР интернационализм никогда не имел место в реальности. В СССР таки был пятый пункт, была специфическая, не в полной степени интернациональная национальная политика (квоты и пр.), антисемитизм, депортации по национальному признаку и прочее. Оккупированные в 1940-м году в ходе Второй Мировой литовцы, латыши и эстонцы никак не мыслили себя частью советского народа. И т. д. Советский народ - единый народ, но в нём откуда-то берутся «бандеровцы» с факельными шествиями, эстонцы с «отличным от русских сознанием» и другие.
Нынешние территориальные притязания России - это, конечно, возрождение традиционной русской имперской линии, с которой, казалось бы, распрощались после перестройки и слабенького покаяния. Российская империя распалась последней, но произошло это не столь давно, и имперскому сознанию в авторитарной, недемократической путинской России было больно отпускать Украину. Однако насколько обоснованы эти притязания? Европе есть что предложить Украине, как бы не издевались над европейской культурой, ценностями, правами, демократией российские пропагандоны. Путинской России же предложить совершенно нечего. Коммунистическая идеология мертва. Православие, самодержавие, народность, русская империя не проходят тем более.
Поэтому про присоединение Крыма и войну на Донбассе в учебниках истории очень скоро может быть написано как о великой ошибке. Попытки возрождения империи в момент, когда поезд истории ушёл - штука очень опасная.