Nov 23, 2010 01:09
Проффессор что читает нам Стохастические процессы Питер Спрей, говорит быстро а пишет еще быстрее, потому неизбежно заканчивает на 15-20 минут раньше времени. На прошлой неделе материал кончился аш за пол часа до конца, и проффесор начав материал уже следующей недели решил что у него есть время рассказать нам следующюю историю связанную с нашим материалом
В 1915-м году, у немецкого писателя, еврея Альфреда Доблина родился сын Вольфганг. Альфред был не дурак и в середине 30-х смекнул что евреям в Германии делать нечего и бежал во францию. Будучи солидным и несколько известным писателем он и его семья без проблем получил французкое гражданство. Сам Вольфганг (переиминовав себя в более французкий вариант - Винцент Доблэн) поступил в аспирантуру в институт Пойнкэра, где скоро прославился как очень способный математик-теоретик. Быстро защитив диссертацию по вероятности он был уже в 21 год принят во французкую академию наук.
Будучи ярым противником фашисткой Германии, Вольфганг не долго оставался в корридорах парижских университетов - рванул на фронт едва обьявили войну в 1939-м. Дел там было немного - сидеть в траншее целыми днями, но молодой человек не терял времени - продолжал свои ислледования в области теории вероятности. Однако уже год спустя фашисты разгромили французкий фронт и армии было приказанно сложить оруже. Понимая что поимка (а за ней и конц-лагерь) не минуемы Вольфгранг сжег все свои тетради и покончил с собой.
К счастью в то время французкая академия наук имела своеобразную политику - разрешала своим членам присылать интересные работы на хранения до востребования. И в какой-то момент Вольфганг этим воспользовался - прислал часть своих незавершенных тетрадей, которые были положенны в сейф и скоро забыты - не до того было.
Проходит пол века, и математик Бернард Бру находит переписку Доблина со своим научным руководителем и узнает о существовании манускрипта. После долгих усилий, разыскав брата Вольфганга - Клода Доблина, и несколько лет уговаривая его вскрыть запечатанные тетради (Клод по началу отказывался напрочь), труд Доблина был прочтен в 2000-м году, 60 лет после его смерти. В тетрадях был обнаружен выведенный вариант формулы для анализа стохастических процессов - Леммы Ито - и ее применения к Марковым процессам. Ито (ровесник Доблина) вывел свою формулу несколько лет позже, а анализом Марковых процессов вообще занялся только в 60-х. Эти формулы нынче используют везде - от инженерии и физики, до финансовых расчетов.
Никто никогда не узнает что еще успел открыть этот молодой математик успевший уже в 25 опередить науку. Кто знает какие открытия он-бы сделал если-бы его жизнь не оборвала история, какой прогресс для человечества принесли бы эти открытия и какие проблемы были бы решены напрочь. Еще депресивнее мысли о том сколько таких Вольфгангов могло быть среди 1.5 миллиона детей что погибло во время катастрофы.
Но есть маленькое утешение, из-за которого я немного горд тем что хоть косвенно отношусь к области Статистики. Если вы откроете любой современный учебник по стохастическим процессам, вы увидите в начальных главах, большими жирными буквами фразу: Формула Ито-Доблина. И из-за этой фразы каждый проффессор статистики может поведать следующему поколению молодых математиков эту историю и не дать ей затеряться во времени.
гранит науки