Если студент интересуется астрономией, он будет читать книги по астрономии о небесных телах, а затем наблюдать за звездами в небе. Когда он повысит уровень знаний и захочет изучать звезды более детально, чтобы узнать их поближе, он пойдет в колледж изучать звезды через телескоп и увидит те вещи, которые не видны невооруженным глазом. Это именно тоже самое, что происходит в духовной жизни. Христианин, который желает видеть славу Божию, должен пройти через определенные этапы или опыт духовного совершенствования. Как мы уже говорили ранее, это этапы очищения, просвещения и обожения. Состояние полного просвещения наступает тогда, когда непрестанная умная молитва становится активной в человеческом сердце. Тогда человек буквально становится храмом Духа Святого.
Несмотря на это сходство с наукой, в том числе и любой из точных наук, науки не имеют какого-либо специального и убедительного опыта, соответствующего состоянию просвещения. Только состояние, соответствующее обожению, присутствует в точных науках, разрешая нашу аналогию. Подобно тому, как человек, находящийся в состоянии обожения, может видеть славу Божию, так и ученый, который имеет инструменты, соответствующие его науке (например, телескоп или микроскоп), может видеть желаемый объект, чтобы наблюдать его и исследовать его. Как только вы беретесь за естественную науку, вы можете сразу увидеть объект, который вы изучаете, и можете вступить в непосредственный контакт с ним.
Ученые вдохновлены тем, что они наблюдают. Биолог вдохновлен флорой и фауной, которую он наблюдает. Микробиолог вдохновлен микроскопическими организмами, которые он может видеть посредством микроскопа. Следовательно, микробиолог, если можно так выразиться, микробиологически вдохновлен. Астроном - астрономически вдохновлен. Ученые разного рода вдохновлены объектом их исследований. Так какому же эквивалентному состоянию вдохновленности подобает быть у богослова (и слово «богослов» не относится к получившим академическую степень в области богословия, но к тому, который удостоен видеть Бога)? Естественно, что богослов должен быть боговдохновенным. Но кто является боговдохновенным? Тот, кто видел Бога.
Почему мы называем кого-то, кто достиг просвещения, "просвещенной личностью"? Он является просвещенной личностью, потому что он имеет Святого Духа, живущего в нем и учащего его. И как Дух Святой научит его? Умною молитвою. Молясь в сердце этого человека, Дух Святой учит его и открывает ему, что он должен сказать или сделать. Кто-то в таком состоянии постоянно получает наставление о том, что является волей Божией по какому-нибудь вопросу. Следовательно, Сам Дух Святой является учителем этого человека в искусстве молитвы. В богословии Бог является не только объектом человеческого исследования, он также Учитель человека, который ведет его к знанию, к познанию Бога, которое есть не что иное, как видение нетварного Света.
Как же студент в точных науках достигает надлежащее ему место в его научной области? Разве ему не нужен кто-то, чтобы научить науке, которую он изучает? Научается ли он только по книгам, или он также учится у живых ученых? Конечно, он также должен быть научен квалифицированными учеными. Он должен пойти в колледж и связаться с профессором, который знает предмет, который его интересует. Таким образом, студент также убеждается, что его профессор действительно хорошо осведомлен о том, что студент хочет изучать. Конечно, студент осознает, что его профессор всего не знает. Он узнает это от самого профессора. Последовательный и авторитетный ученый будет ясно показывать своему ученику, что он знает и что он не знает в своей области. Таким образом, студент узнаёт у своего профессора, что остается неизвестным, а также то, что уже известно в его избранной научной области. Он также изучает метод или методы для получения знаний. Другими словами, он изучает методы исследования. Он обучается тому, как различать известное и неизвестное, а также как отсеивать полезные знания от бесполезной информации. Он также обучается тому, как расширить область своего исследования или изучает способы дальнейших исследований. Так что, если его профессор полностью откровенен с учеником и сообщает ему о том, что он знает и что он не знает, если он учит его, как выполнить исследование, то студент может развиваться постепенно до такого же специалиста в своей области, как его профессор.
Из всех этих деталей относительно жизненно важных вопросов методологии мы можем видеть, что эмпирический метод изучения науки полностью соответствует богословию, святоотеческому методу достижения знания о Боге. Мы также можем видеть, что просвещение и обожение являются эмпирическими состояниями, которые абсолютно ничего общего не имеют с метафизикой или философской рефлексией. С точки зрения методологии, инициация в состояние просвещения ничем не отличается от соответствующего посвящения студентов в любую точную науку. Для того, чтобы достичь состояния просвещения, вы должны пойти и связаться с духовным отцом, который уже достиг этого состояния, который склонен к тому, чтобы научить вас методу получения знания о Боге и который готов помочь вам продвигаться духовно.
13 глава из
Patristic Theology by Protopresbyter John S. Romanides