Романидис - Богословие и научный метод

Mar 27, 2017 22:56

Если студент интересуется астрономией, он будет читать книги по астрономии о небесных телах, а затем наблюдать за звездами в небе. Когда он повысит уровень знаний и захочет изучать звезды более детально, чтобы узнать их поближе, он пойдет в колледж изучать звезды через телескоп и увидит те вещи, которые не видны невооруженным глазом. Это именно тоже самое, что происходит в духовной жизни. Христианин, который желает видеть славу Божию, должен пройти через определенные этапы или опыт духовного совершенствования. Как мы уже говорили ранее, это этапы очищения, просвещения и обожения. Состояние полного просвещения наступает тогда, когда непрестанная умная молитва становится активной в человеческом сердце. Тогда человек буквально становится храмом Духа Святого.

Несмотря на это сходство с наукой, в том числе и любой из точных наук, науки не имеют какого-либо специального и убедительного опыта, соответствующего состоянию просвещения. Только состояние, соответствующее обожению, присутствует в точных науках, разрешая нашу аналогию. Подобно тому, как человек, находящийся в состоянии обожения, может видеть славу Божию, так и ученый, который имеет инструменты, соответствующие его науке (например, телескоп или микроскоп), может видеть желаемый объект, чтобы наблюдать его и исследовать его. Как только вы беретесь за естественную науку, вы можете сразу увидеть объект, который вы изучаете, и можете вступить в непосредственный контакт с ним.

Ученые вдохновлены тем, что они наблюдают. Биолог вдохновлен флорой и фауной, которую он наблюдает. Микробиолог вдохновлен микроскопическими организмами, которые он может видеть посредством микроскопа. Следовательно, микробиолог, если можно так выразиться, микробиологически вдохновлен. Астроном - астрономически вдохновлен. Ученые разного рода вдохновлены объектом их исследований. Так какому же эквивалентному состоянию вдохновленности подобает быть у богослова (и слово «богослов» не относится к получившим академическую степень в области богословия, но к тому, который удостоен видеть Бога)? Естественно, что богослов должен быть боговдохновенным. Но кто является боговдохновенным? Тот, кто видел Бога.

Почему мы называем кого-то, кто достиг просвещения, "просвещенной личностью"? Он является просвещенной личностью, потому что он имеет Святого Духа, живущего в нем и учащего его. И как Дух Святой научит его? Умною молитвою. Молясь в сердце этого человека, Дух Святой учит его и открывает ему, что он должен сказать или сделать. Кто-то в таком состоянии постоянно получает наставление о том, что является волей Божией по какому-нибудь вопросу. Следовательно, Сам Дух Святой является учителем этого человека в искусстве молитвы. В богословии Бог является не только объектом человеческого исследования, он также Учитель человека, который ведет его к знанию, к познанию Бога, которое есть не что иное, как видение нетварного Света.

Как же студент в точных науках достигает надлежащее ему место в его научной области? Разве ему не нужен кто-то, чтобы научить науке, которую он изучает? Научается ли он только по книгам, или он также учится у живых ученых? Конечно, он также должен быть научен квалифицированными учеными. Он должен пойти в колледж и связаться с профессором, который знает предмет, который его интересует. Таким образом, студент также убеждается, что его профессор действительно хорошо осведомлен о том, что студент хочет изучать. Конечно, студент осознает, что его профессор всего не знает. Он узнает это от самого профессора. Последовательный и авторитетный ученый будет ясно показывать своему ученику, что он знает и что он не знает в своей области. Таким образом, студент узнаёт у своего профессора, что остается неизвестным, а также то, что уже известно в его избранной научной области. Он также изучает метод или методы для получения знаний. Другими словами, он изучает методы исследования. Он обучается тому, как различать известное и неизвестное, а также как отсеивать полезные знания от бесполезной информации. Он также обучается тому, как расширить область своего исследования или изучает способы дальнейших исследований. Так что, если его профессор полностью откровенен с учеником и сообщает ему о том, что он знает и что он не знает, если он учит его, как выполнить исследование, то студент может развиваться постепенно до такого же специалиста в своей области, как его профессор.

Из всех этих деталей относительно жизненно важных вопросов методологии мы можем видеть, что эмпирический метод изучения науки полностью соответствует богословию, святоотеческому методу достижения знания о Боге. Мы также можем видеть, что просвещение и обожение являются эмпирическими состояниями, которые абсолютно ничего общего не имеют с метафизикой или философской рефлексией. С точки зрения методологии, инициация в состояние просвещения ничем не отличается от соответствующего посвящения студентов в любую точную науку. Для того, чтобы достичь состояния просвещения, вы должны пойти и связаться с духовным отцом, который уже достиг этого состояния, который склонен к тому, чтобы научить вас методу получения знания о Боге и который готов помочь вам продвигаться духовно.

13 глава из Patristic Theology by Protopresbyter John S. Romanides

Иоанна Романидис, православие, святоотеческое богословие, умное делание, обожение, исихазм, опытное богословие, Предание

Previous post Next post
Up