Христианские позолоченные стекла из собрания ватиканского музея

May 26, 2013 09:51


Оригинал взят у asimskyв Христианские позолоченные стекла из собрания ватиканского музея
В этом посте я представляю фотографии христианских позолоченных стекол из библиотеки Ватикана.

Позолоченное стекло как вид искусства относительно малоизвестно. В Риме пик его популярности пришелся на первую половину 4 века н.э. Изображения вделывались в дно стеклянной посудины: стакана, чаши, или тарелки. На стекло накладывался тонкий лист золота с изображением и закрывался еще одним слоем стекла. Таким образом, золотые пластины оказывались внутри стекла, что давало им шанс сохраниться после двухтысячелетнего пребывания в земле. Стенки сосуда почти всегда отламывались, но днище порой сохранялось. Такая посуда могла служить ценным подарком и находиться в личной собственности. Позолоченные стекла часто находят в катакомбах. В частности, их вставляли в крышки могил, как для украшения, так и для обозначения  их принадлежности.  Хотя большинство позолоченных стекол - это днища посуды, некоторые из них -это небольшие отдельные медальоны, которые вплавлялись, по одному или группами, в дно литургических сосудов. Этим объясняется наличие групп стекол, которые составляют целостное произведение только в виде пары или тройки. Тематика рисунков самая разная - есть изображения сугубо личные, есть языческие, есть христианские. Историки считают, что христианские стекла делались в тех же мастерских или во всяком случае по той же  технологии, как и языческие;  различалась только тематика.

Тематика христианских стекол соответствует фрескам катакомб и рельефам на саркофагах. Преобладают «сюжеты спасения» (Ной,  отроки в пещи огненной, Даниил во рву со львами, воскрешение Лазаря, исцеления), чудеса и лики святых.  Иисус как правило изображен молодым человеком, часто с длинными волосами. Считают, что длинные волосы  - это признак Божественности, так как римские мужчины всегда изображаются стрижеными.  Иисус выступает как участник сцен - традиция его индивидуального изображения в виде «святого лика» или Пантократора еще не сложилось. Также отсутствуют крест и распятие. Иисуса, совершающего чудеса, часто изображают с жезлом, т.е. как волшебника (или как Моисея Нового Завета?).  Среди святых видим римских мучеников 3 века св. Лаврентия, св. Сикста и св. Агнесу, карфагенского мученика св. Киприана, а также апостолов Петра и Павла и Тимофея. Все стекла (кроме одного, см. Fig. 1) датируются 4 веком н.э.

Для начала представлю три портрета, демонстрирующие технические возможности данного жанра.



Figure 1. Этот семейный портрет, один из лучших в коллекции, датируется 3 веком. Произведений такого класса среди христианских стекол нет.




Figure 2. Слева - семейная пара, справа - мужской портрет. Будем называть стекла этих двух видов «белыми» и «черными». Белые и черные стекла будут представлены отдельно. К сожалению, на моих  фото нет масштаба. В жизни белые стекла размером с днище небольшого стакана (диаметр около 3 см), а черные как правило меньше, размером с пятак (или монету в 1 евро, диаметр около 2 см).

Перейдем к христианским стеклам. Начнем с белых.



Figure 3. Жертвоприношение Авраама. Надпись «zeses» встречается на многих стеклах и к  сюжету не относится. Возможно это признак мастерской. Вообще, надписи вокруг стекол могут относится и к сюжету и к владельцу.



Figure 4. Адам и Ева



Figure 5. Воскрешение Лазаря.



Figure 6. Вверху -воскрешение Лазаря, внизу - чудо в Кане Галилейской.



Figure 7. Еще одно воскрешение Лазаря. Эта версия более всего похожа  на будущую иконографию.



Figure 8. Чудо в Кане Галилейской



Figure 9.  Мария-оранта. Удивительно похожа на позднюю иконографию, даже тема Покрова присутствует.



Figure 10. Чудо умножения  хлебов.



Figure 11. Сон пророка Ионы под деревом. Нас может удивить распространенность этого сюжета в позднеантичном христианском искусстве. Может быть этот сюжет привлекал декоративным потенциалом и возможностью применить отработанные в классическом искусстве приемы изображения лежащих нагих тел.



Figure 12. Св. Агнеса в молитвенной позе.



Figure 13. Святые Тимофей и Сикст. Иисус коронует обоих венками мучеников (победителей). Если Тимофей - это сотрудник ап. Павла, то его сочетание с Сикстом,  Папой Римским и мучеником 3 века, не очень понятно. Возможно это другой Тимофей -  малоизвестный римский мученик 3 века. Обратим внимание на седалища - это курульные кресла, на которых в Риме сидели императоры и высшие магистраты. Стоит также заметить двоеперстие, которое встречается и на других стеклах.

Перейдем к черным стеклам.



Figure 14. Моисей извлекает источник воды из скалы.



Figure 15. Ной



Figure 16. Ной выпускает голубя, набор медальонов.



Figure 17. Воскрешение Лазаря



Figure 18. Воскрешение Лазаря, пара медальонов



Figure 20. Исцеление парализованного



Figure 21. Даниил во рву со львами (в позе молитвы); группа из трех медальонов, один отсутствует.




Figure 22. Израильские отроки в пещи огненной, в позе молитвы.

Далее, обратим внимание на распространенность  парных изображений Петра и Павла, которые я выделил в отдельную группу.  Хочется поставить вопрос: а почему все же именно Петр и Павел? Почему они не могли друг без друга уже в то время? При всех богословских доводах, можно было бы также обосновать, скажем пару Петра и Иоанна. Иоанн был тоже замечательный апостол и написал  не меньше Павла ... В чем все же коренится петропавловская тема? Может быть у этой темы римские корни - ведь они оба римские мученики, так сказать, местночтимые святые для римских христиан. При том, что оба были столь значимы, их совместное почитание видимо возвышало в глазах римских христиан авторитет своей, римской церкви и укрепляло мысль о её первенстве. А такая мысль у древнеримских христиан должна была возникать - пусть не в силу еще не сложившегося «папизма», но в силу первенства самого Великого Города, который в то время (4 век) еще не был затенен Константинополем. Кроме того, в их совместных изображениях присутствует и элемент противопоставления, так сказать единства и борьбы противоположностей, что придавало данному сюжету известную интригу, делало его чем-то большим, чем просто парным изображением святых. Возможно, петропавловская тема всегда связывалась с идеей церкви, как сообщества, в котором встречаются разные люди, может и не во всем согласные друг с другом. Сам по себе предмет дискуссии апостолов (статус обращенных язычников по отношению к иудео-христианам) уже давно утратил актуальность. Обратим внимание, что традиционные физиономические типы Петра и Павла проявляются в различной степени (Павел часто не лысый и различия между двумя иногда минимальны).




Figure 23. Апостолы Петр (слева) и  Павел (справа) по отдельности. Здесь Павел похож «на себя», а Петр совсем другой.



Figure 24. Петр и Павел обсуждают богословские предметы (оба держат свитки)



Figure 25. Иисус коронует Петра и Павла венками мучеников. Заметим, что оба апостола подчеркнуто изображены в тогах Римских граждан.



Figure 26. Петр и Павел под общим венком. Здесь они улыбаются друг другу, но все же оттенок противопоставления сохраняется.



Figure 27. Петр, Павел и Иисус.



Figure 28. Здесь Петр и Павел не только не спорят, но даже и почти неразличимы :-).



А здесь они в компании Св. Агнесы

стекло, перепост, посуда, прикладное искусство

Previous post Next post
Up