Спасо-Преображенский собор в Угличе

Nov 21, 2022 16:37

Главное сооружение угличского кремля - Спасо-Преображенский собор - отличается ясной монументальностью форм. Он возведен крепостными мастерами во главе с Григорием Федоровым в 1706 году на месте обветшавшего собора XV века. Общая композиция восходит к ярославским храмам XVII в. Лаконичный кубический объем увенчан традиционным пятиглавием, однако внешний вид не соответствует конструкции - храм не крестово-купольный, а бесстолпный.

Текст поста ( с сокращениями) отсюда http://uglich-s-p-sobor.cerkov.ru/



Вид с запада

Паперь (на западе) симметрично повторяет форму апсид (на востоке).
Примыкающие части создают эффект мерного ступенчатого нарастания масс, характерного для ярославских храмов.



Вид с северо-востока

Здание имеет ярко выраженный главный южный фасад, который обращен к городу, а раньше выходил на центральную площадь кремля.
Масштаб южного входа укрупнил четырехколонный портик в стиле классицизма, пристроенный около 1840 года.
Придел с аналогичным портиком появился одновременно и с северной стороны здания.



Южный фасад с портиком 1840 года.Отдельно стоящая колокольня построена в 1730 году.
Её украшают часы современной работы, заменившие существовавшие ранее.



Наличники с разорванными фронтонами близки нарышкинскому стилю



Портал с характерным маньеристичным декором





Интерьер собора необычен. Это просторный двусветный квадратный зал с размером стороны в четырнадцать метров и высотой около семнадцати метров. Легкое, как бы парящее перекрытие столь обширного помещения без промежуточных опор было большим достижением строителей. Свободное пространство, ровные плоскости стен содействовали лучшему восприятию живописи.



В 1813 году собор был расписан под руководством крепостного живописца Т.Медведева. Художники полностью перешли от традиций древнерусской стенописи в русло академического искусства. Пятьдесят пять композиций, обходящих в четыре яруса стены, выполнены по образцам позднего Возрождения и барокко. Каждая сцена (все они посвящены евангельским притчам) - это отдельная картина, заключенная в написанную на стене раму. Такой принцип росписи напоминает дворцовые залы со шпалерной развеской картин. Роспись отличается высоким уровнем ремесленного мастерства. Художники уверенно владеют академическими приемами.



Сильнейший декоративный эффект производит включение композиции в «нарисованную» архитектуру. Перед зрителем открываются уходящие вдаль ренессансные колоннады и выступающий портик с разорванным фронтоном.



Полной иллюзорности достигает роспись в технике гризайль, живописная имитация архитектурных деталей и рельефов.



К сожалению гризайли не удалось снять качественно, а выглядят они очень впечатляюще.









Иллюзорный прорыв в глубину и ввысь, повторенный в росписи свода, уводит взгляд за пределы интерьера.



Главный храмовый сюжет - «Преображение» со сценой исцеления бесноватого - является копией с картины Рафаэля. Крупная, проникнутая экспрессией роспись служит смысловым и зрительным центром интерьера. Она помещена на северной стене, против входа в собор. Таким образом, в отличие от общепринятой в христианских церквах ориентации на восток здесь не менее значительна ось «юг - север», обусловленная расположением входа па южном фасаде.





Фото из Википедии  https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ouglitch_-_Cath%C3%A9drale_de_la_Transfiguration-du-Sauveur_-03-.jpg



Рафаэль, Преображение



Грандиозное и торжественное сооружение представляет собой многоярусный резной иконостас (1860). Он близко повторяет формы «нарышкинского барокко».

Убывающие по ярусам колонки, оплетенные вьющейся лозой, раскрепованые карнизы, насыщенные орнаментом фризы составляют богатые обрамления икон.



Более старые иконы находятся в нижних ярусах. «Покров Богоматери» из местного ряда - яркий образец живописи ярославской школы второй половины XVII века.
К произведениям этой же школы принадлежит праздничный чин, созданный в начале следующего столетия. Основная часть икон датируется XIX веком.





Царские врата довольно традиционны для такого барочного иконостаса.



Пышные барочные аканты дополнены рокайлями и трельяжами











Мой пост об Угличе https://theofilakt.livejournal.com/268352.html

https://tito0107.livejournal.com/549444.html
http://uglich-s-p-sobor.cerkov.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Спасо-Преображенский_собор_(Углич)

орнамент, Углич, архитектура, иконостас, храмы, барокко, икона

Previous post Next post
Up