Западные влияния на декор русского иконостаса XVII - XVIII вв.

Nov 15, 2022 15:18

Прослушала интереснейшую лекцию Кирилла Пастернака kir_posternak "Архитектура русского иконостаса: " флемская резь" и захотелось собрать воедино несколько своих любимых тем,дополнив новыми, прежде неизвестными мне фактами.
Эти темы: алтарная преграда - здесь это будут иконостас и леттнер; Царские врата; русская церковная скульптура; декор северного маньеризма.
Разумеется обобщает все эти темы русский иконостас XVII - нач. XVIII веков.
В этом посте вы увидите несколько слайдов из лекции и фотографии из моих прежних постов. По ссылкам можно посмотреть сами посты.

Декор иконостасов  XVII - нач. XVIII вв. времени часто выполнен в стиле так называемой Флемской резьбы. Не без основания предполагается, что под словом ФЛЕМСКАЯ имеется в виду ФЛАМАНДСКАЯ. Многие элементы этого декора очень близки стилю Северный маньеризм, и прежде всего так называемые ормушли и кнорпельверки. О них подробнее https://ornament-i-stil.livejournal.com/19044.html
Флемская резьба и еще некоторые особенности русского иконостаса указанного времени были заимствованы из Белоруссии и Украины,
которые в то время были частью государства Речь Посполитая. Христианская культура местами сохранялась в польско-литовском государстве,
но испытывала сильное влияние католицизма.

Если я правильно поняла, К.Пастернак атрибутирует стиль русских иконостасов XVII - нач. XVIII вв. как близкий маньеризму, а стиль XVIII вв. уже барокко.
Разумеется это не абсолютно и есть множество градаций, особенно в провинции. Здесь говорю только о декоре, опуская общие архитектурно - композиционные принципы.



Фрагмент  алтаря в  Аббатстве Корвей, Германия. Фото моё

Ниже на слайде из лекции показаны характерные декоративные элементы европейских алтарей того времени.



На рисунке явно прослеживаются элементы декора северного маньеризма. Это моя любимая тема, я много раз показывала северогерманские альтари и эпитафии с подобными мотивами. Напомню, что средневековая культура Северной Германии мало отличается от нидерландской.

Покажу здесь несколько фото из моих старых постов.

Алтарь в  Аббатстве Корвей (Германия). Несомненно его декор очень похож на эскиз на верхнем фото, но здесь преобладает стиль барокко.



https://uchitelj.livejournal.com/1317768.html

Похожий венчающий  мотив - "разорванный фронтон" - из другой немецкой церкви.



Маньристичные алтари и эпитафии (которые, по сути, те же алтари) мы видели в Германии, Польше и Таллине.



Фрагмент декора эпитафии из Кракова - характернейший маньеризм.



Торунь https://uchitelj.livejournal.com/1406755.html





Декор с мотивами ОРМУШЛЬ

Два слайда из лекции Кирилла Пастернака



Еще 2 скана из книги фрагментов резьбы из церкви Покрова в Филях







Декор портала Спасо-Преображенского собора в Угличе



Фрагмент резьбы двери из Таллина.
Вот чего точно нет на иконостасах, так это страшных маньеристичных рож. :-)

Еще несколько фрагментов декора из немецких церквей







Рама с ормушлями из церкви St.-Florian (Sillenstede), Германия



Эпитаф из церкви Св. Стефана, Fedderwarden, Германия, 1644

Еще один слайд из лекции К.Пастернака



Колонна, увитая виноградом. Постаменты колонн с типично маньеристичным декором. Ниже фрагмент крупнее.



Я писала уже однажды, что витые колонны, оплетенные виноградом, неоднократно встречала в северонемецких кирхах.



Аббатство Корвей

Резные колонны из немецких церквей, фотографии наши



Церковь Св.Мартина, хальберштадт https://uchitelj.livejournal.com/1021283.html



Декор портала Спасо-Преображенского собора в Угличе

А ниже - фрагмент иконостаса Церкви Ильи прорка, Ярославль



https://uchitelj.livejournal.com/1523049.html

Из Европы  заимствованы не только орнаменты, но и сюжетные элементы композиции, в частности большое распятие над иконостасом, часто с предстоящими,
которое в Германии носит название Триумфальный крест.



Слайд из лекции.

Иконостас собора Святой Живоначальной Троицы, Троице-Гледенский монастырь



Позаимствовала здесьhttps://mrs-mcwinkie.livejournal.com/478404.html



Триумфальный крест из Любека, Германия. Фото моё.

https://uchitelj.livejournal.com/tag/%2Bтриумфальный%20крест
https://theofilakt.livejournal.com/246229.html



Распятие из Переславля Залесского

Интересная для меня особенность декора иконостасов указанного времени -
ажурные резные царские врата с включенной в орнамент скульптурой, заимствованные из Украины.
Русские царские врата до этого были глухими, расписанными.



Кирилло-Белозерский монастырь



https://theofilakt.livejournal.com/tag/Царские%20врата



Царские врата з Борисоглебского собора в Чернигове, XVIII век. Фото из Википедии

Здесь можно посмотреть маньеристичные алтари из города Торунь https://uchitelj.livejournal.com/1406755.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/Белорусская_резь
https://pokrovchram.ru/flemskaya_rezba
https://archi.ru/files/publications/articles/bus_dekor.htm

русская церковная скульптура, XVII в., орнамент, иконостас, маньеризм, Германия, Царские врата

Previous post Next post
Up