Прослушала интереснейшую лекцию Кирилла Пастернака
kir_posternak "Архитектура русского иконостаса: " флемская резь" и захотелось собрать воедино несколько своих любимых тем,дополнив новыми, прежде неизвестными мне фактами.
Эти темы: алтарная преграда - здесь это будут иконостас и леттнер; Царские врата; русская церковная скульптура; декор северного маньеризма.
Разумеется обобщает все эти темы русский иконостас XVII - нач. XVIII веков.
В этом посте вы увидите несколько слайдов из лекции и фотографии из моих прежних постов. По ссылкам можно посмотреть сами посты.
Декор иконостасов XVII - нач. XVIII вв. времени часто выполнен в стиле так называемой Флемской резьбы. Не без основания предполагается, что под словом ФЛЕМСКАЯ имеется в виду ФЛАМАНДСКАЯ. Многие элементы этого декора очень близки стилю Северный маньеризм, и прежде всего так называемые ормушли и кнорпельверки. О них подробнее
https://ornament-i-stil.livejournal.com/19044.htmlФлемская резьба и еще некоторые особенности русского иконостаса указанного времени были заимствованы из Белоруссии и Украины,
которые в то время были частью государства Речь Посполитая. Христианская культура местами сохранялась в польско-литовском государстве,
но испытывала сильное влияние католицизма.
Если я правильно поняла, К.Пастернак атрибутирует стиль русских иконостасов XVII - нач. XVIII вв. как близкий маньеризму, а стиль XVIII вв. уже барокко.
Разумеется это не абсолютно и есть множество градаций, особенно в провинции. Здесь говорю только о декоре, опуская общие архитектурно - композиционные принципы.
Фрагмент алтаря в Аббатстве Корвей, Германия. Фото моё
Ниже на слайде из лекции показаны характерные декоративные элементы европейских алтарей того времени.
На рисунке явно прослеживаются элементы декора северного маньеризма. Это моя любимая тема, я много раз показывала северогерманские альтари и эпитафии с подобными мотивами. Напомню, что средневековая культура Северной Германии мало отличается от нидерландской.
Покажу здесь несколько фото из моих старых постов.
Алтарь в Аббатстве Корвей (Германия). Несомненно его декор очень похож на эскиз на верхнем фото, но здесь преобладает стиль барокко.
https://uchitelj.livejournal.com/1317768.html Похожий венчающий мотив - "разорванный фронтон" - из другой немецкой церкви.
Маньристичные алтари и эпитафии (которые, по сути, те же алтари) мы видели в Германии, Польше и Таллине.
Фрагмент декора эпитафии из Кракова - характернейший маньеризм.
Торунь
https://uchitelj.livejournal.com/1406755.html Декор с мотивами ОРМУШЛЬ
Два слайда из лекции Кирилла Пастернака
Еще 2 скана из книги фрагментов резьбы из церкви Покрова в Филях
Декор портала Спасо-Преображенского собора в Угличе
Фрагмент резьбы двери из Таллина.
Вот чего точно нет на иконостасах, так это страшных маньеристичных рож. :-)
Еще несколько фрагментов декора из немецких церквей
Рама с ормушлями из церкви St.-Florian (Sillenstede), Германия
Эпитаф из церкви Св. Стефана, Fedderwarden, Германия, 1644
Еще один слайд из лекции К.Пастернака
Колонна, увитая виноградом. Постаменты колонн с типично маньеристичным декором. Ниже фрагмент крупнее.
Я писала уже однажды, что витые колонны, оплетенные виноградом, неоднократно встречала в северонемецких кирхах.
Аббатство Корвей
Резные колонны из немецких церквей, фотографии наши
Церковь Св.Мартина, хальберштадт
https://uchitelj.livejournal.com/1021283.html Декор портала Спасо-Преображенского собора в Угличе
А ниже - фрагмент иконостаса Церкви Ильи прорка, Ярославль
https://uchitelj.livejournal.com/1523049.html Из Европы заимствованы не только орнаменты, но и сюжетные элементы композиции, в частности большое распятие над иконостасом, часто с предстоящими,
которое в Германии носит название Триумфальный крест.
Слайд из лекции.
Иконостас собора Святой Живоначальной Троицы, Троице-Гледенский монастырь
Позаимствовала здесь
https://mrs-mcwinkie.livejournal.com/478404.html Триумфальный крест из Любека, Германия. Фото моё.
https://uchitelj.livejournal.com/tag/%2Bтриумфальный%20крестhttps://theofilakt.livejournal.com/246229.html Распятие из Переславля Залесского
Интересная для меня особенность декора иконостасов указанного времени -
ажурные резные царские врата с включенной в орнамент скульптурой, заимствованные из Украины.
Русские царские врата до этого были глухими, расписанными.
Кирилло-Белозерский монастырь
https://theofilakt.livejournal.com/tag/Царские%20врата Царские врата з Борисоглебского собора в Чернигове, XVIII век. Фото из Википедии
Здесь можно посмотреть маньеристичные алтари из города Торунь
https://uchitelj.livejournal.com/1406755.htmhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Белорусская_резьhttps://pokrovchram.ru/flemskaya_rezbahttps://archi.ru/files/publications/articles/bus_dekor.htm