Оригинал взят у
levakovв
Иерусалим.Гора СКОПУС (Scopus- Har HaTsofim). Византийский монастырь для приёма паломников. ПродолжеИЕРУСАЛИМ. Охранно-археологические раскопки. Часть 2. Гора СКОПУС (Scopus- Har HaTsofim). Византийский монастырь для приёма паломников. Продолжение.
Предыдущие посты:
http://levakov.livejournal.com/48055.html#comments Дождливый ноябрь в Израиле.
http://levakov.livejournal.com/48186.html#cutid1 ИЕРУСАЛИМ. Охранно-археологические раскопки. Часть 2. Гора СКОПУС (Scopus- Har HaTsofim). Византийский монастырь для приёма паломников.
Фото №07. Фрагмент плана монастыря. Структура «В». Помещения под №1,2,3,4,5.
.
Фото №08. Общий вид трапезной с юга на север по окончанию археологических работ и удаления поздних перегородок, сооруженных при ином использование помещений монастыря и устроенных поверх мозаики из «обломком» других сооружений. В, правом, северо-восточном углу виден «оголовок» колодца под римским №II.
Три прямоугольных в сечение выемки по продольной оси трапезной, это основания столбов аркады. На аркаду и поперечные стены укладывались балки перекрытия. Многие помещения данного монастыря и других монастырей Святой земли имели плоские кровли. Это характерно для Востока. Установить какая именно была кровля трапезной, для меня не представляется возможным. Для этого необходимо описание всех сохранившихся элементов: каменных, керамических, металла и обгоревшего дерева. Увы, в существующей на сегодня «практике» принято регистрировать наиболее характерные элементы конструкций. Это дает некоторое представление о постройке, но не позволяет выполнить научно обоснованную графическую реконструкцию. Как правило, мы можем увидеть красивую картинку, исполненную в основном на традиционных представлениях о древних сооружениях. Это замечание относится в основном к нашему региону.
Под трапезной находится большая водная цистерна арочного типа. К сожалению, у меня нет фотографий. Подобных сооружений много и они не плохо сохранились, так-так продолжали использоваться в исламский период. В городе РАМЛЕ, один из таких комплексов превращен в музей. И, хотя его относят к исламскому периоду по сохранившейся надписи, на поверхности разбросаны каменные детали с христианской символикой византийского периода.
В окрестных монастырях Иудеи можно увидеть подобные водохранилища. Вот, одно из них, из монастыря Св. Евфимия -
http://www.kalachov.com/blog/2010/11/30/monastery-of-st-euthymius-monastyr-sv-evfimiya/ (Фото: Калачов Олег).
Фото №09. Трапезная, в процессе расчистки и раскопок. Юго-западный угол с пристенной каменной оштукатуренной лавкой, которая сохранилась у западной стены и частично у северной и южной. Возможно, что первоначально она была по всему периметру.
Фото №10.Тоже, вид с запада на восток. На втором плане остатки церкви. За дорогой и полем (пустырем) постройки арабской деревни.
Фото №11.Фрагмент поздней перегородки с использованием камня от водной системы монастыря. Возможно, «выпускное» отверстие в камне, при необходимости закрывалось деревянной «затычкой».
Фото №12. Помещение под №2. Придел. Сохранился фрагмент, приблизительно на одну четверть, от первоначального размера. Увы, были ли в приделе абсида и престол мы не знаем. По некоторым косвенным деталям, возможно были.
Фото №13. Фрагмент мозаики. Подобный рисунок встречается часто.
Фото №14.Выпускное отверстие из крестильной купели.
Фото №15. Фрагмент белокаменного порога от дверного проема из придела в трапезную.
Фото №16. Увы, это все, что осталось от храма. Вся восточная часть срезана при устройстве верхней дороги. К строительству новой дороги это не имеет отношение. Её трасса проходит значительно ниже.
Фото №17. Да, абсида не сохранилась. Зато «нашлась» мраморная «столешница» престола. Вещь очень редкая. Встречаются три типа подобных предметов. Прямоугольные (малые и большие), в форме сигмы и очень древний тип, круглые. Практически у всех есть выступающий вверх бортик. В нашем случае, это был большой полноценный мраморный престол. Аналогов несколько, но полный, сохранился в Египте. Возможно, к теме византийских храмовых престолов мы еще вернемся в отдельном посте.
Далее, в следующем посте, центральный участок монастыря, и завершение, комплекс бани.