Византийская алтарная преграда - темплон. Формы и эволюция

Mar 11, 2017 13:28


Оригинал взят у theofilakt в Византийская алтарная преграда - темплон. Формы и эволюция
Возвращаюсь в очередной раз к любимой теме - византийским алтарным преградам. У меня накопилась уже небольшая коллекция и я решила ее немного систематизировать и соединить со статьей Лазарева.
Оговорюсь заранее, что в своей систематизации я опиралась исключительно на формальные признаки. Кроме того в посте использованы в основном греческие примеры, таким образом есть вероятность, что их особенности характерны для местной традиции.
Алтарные преграды были уже в раннехристианских церквях IV-V веков, и, надо сказать, что с момента появления эпистилия их форма не слишком изменилась в последующие годы.


Поначалу это было невысокое ограждение из мраморных плит с рельефом, помещенных между столбиками. Подобные ограждения широко использовались в римской архитектуре.



Рельеф на пьедестале Обелиска Феодосия, Стамбул.



Реконструкция алтаря из Israel Museum, Иерусалим.



Раннехристианская базилика в Олимпии.



В более развитом варианте над ограждением появляется второй ярус из тонких колонок, несущих архитрав-эпистилий.





Реконструкция раннехристианской церкви из Ливии, Athrun

Именно эта форма сохранилась на века и менялась прежде всего в зависимости от размера церкви.



Самый простой ее вариант для крошечной церквушки выставлен в музее Монемвасии.



Аналог из статьи Лазарева.





На этом фото виден размер церкви, в которой находился этот темплон.



Алтарная преграда церкви Santa Maria Assunta, Торчелло IX-XI в.

В широком пространстве базилики и темплон растянулся в ширину.


Очень похоже на темплон из Торчелло.



Церковь Св. Апостолов в Афинах. X в. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Athens_-_Church_of_the_Holy_Apostles_01.jpg
Алтарь с тремя конхами потребовал соответствующей алтарной преграды.



Трехчастная алтарная преграда, разделенная подкупольными столбами.



Кафоликон монастыря Осиос Лукас, ХI в.



Церковь Митрополия, Мистра, XIII-XV вв.
Здесь та же схема, но столбы художественно обыграны, на них появились фрески.(Простите за качество фото)



Схема темплона Дафни абсолютно идентична предыдущему.





Декор подкупольного столба, включенного в темплон Митрополии.



Вот, кстати, про церковь Богородицы из монастыря Осиос Лука забыла.



Церковь св. Софии в Монемвасии во многом повторяла формы церкви Дафни, и алтарная преграда, вероятно, была аналогичной.
К сожалению  сохранились только ее фрагменты.



Плутео.



Эпистилий.



Арка над фреской на столбе.

Еще немного по теме http://renardetraisin.livejournal.com/140767.html
Сокращенная статья Лазарева http://uchitelj.livejournal.com/819816.html

алтарная преграда, архитектура, Италия, pluteo, плутео, алтарь, Греция

Previous post Next post
Up