Две византийские монетки. Просто так...

Nov 27, 2016 09:34

Оригинал взят у bizantinus в Две византийские монетки. Просто так...
“Монеты дают столько вдохновения и питания, что каждому должно бы иметь их сколько-нибудь у себя дома… Я говорю сейчас не о тех «выводах» и заключениях, к которым может привести исследователя монета, т.е. не о содержании её, а о непосредственном воздействии и духе, разливающихся от неё, - о вдохновении, происходящим от соприкосновения с самим бытием её. Рассуждая рационально, конечно, нужно признать, что монета, изученная, изданная, и притом специалистами и по наилучшим образцам, не нуждается в том, чтобы видеть её и щупать её. А на деле, это самостоятельное изучение, и притом образца хотя бы неважной сохранности, ничего не прибавляя к «ответчивому» знанию монеты, составляет самое существо знания, даёт полновесное и живое зерно…”

(Из переписки В.В. Розанова и П.А. Флоренского о монетах.
№ 27. П.А. Флоренский - В.В. Розанову
Сергиев Посад.
1914. III. 16. Воскресенье.
Стр. 443. Сборник научных статей памяти А.А. Молчанова. Москва. «Индрик». 2014г.)

Просто так - пара византийских монеток, из нумизматического магазина Андрея Пятыгина. Просто - под настроение. И, не то, чтобы они представляли собой какую-то особенную редкость, а - так, посмотреть на две кнопочки на панели управления виртуальной «машиной времени».




Михаил VII Дука Парапинак.
AV гистаменон, вес 4.34 гр., диаметр 29 мм.
Время чеканки: 1071-1078 год.
Место чеканки: Константинополь.
Аверс: IC XC, изображение Христа Пантократора.
Реверс: погрудный бюст императора в короне, украшенной крестом, анфас, в правой руке держит лабарум, в левой державу.
Ссылки: Sear 1868.
Состояние: Extremely Fine / Extremely Fine.
22 000 руб.

Михаил VII Парапинак (сын Константина Х Дуки и Евдокии Макремволитиссы) - в плане работы императором был, пардон, раздолбай редкостный - вот представить только, при его правлении неорганизованность и безалаберность в управлении делами дошли до того, что, правительство почти полностью утратило контроль за подвозом продовольствия в Константинополь.
И, не где-нибудь, а в СТОЛИЦЕ (!!) начался страшный голод. Случившийся в столице голод принял такие размеры, что на улицах Константинополя можно было увидеть валявшиеся трупы, а в могилы клали по пять-шесть человек.
В память об этом голоде василевс получил кличку «Парапинак» («за пинакий»), так как тогда на номисму-гистаменон с его изображением можно было купить не медимн хлеба (два таланта, около 72 кг.), а только его четверть, пинакий. Да и в самой номисме (в обоих ее видах, гистаменоне и тетартероне) начиная с 1070-х годов содержание золота стало неуклонно падать, в результате “порчи монеты” государством. Сам факт допущенного в столице голода говорит о практически полной утрате рычагов управления органами государственной власти. Вот, казалось бы - в столице голод, на улицах валяются трупы подданных, умерших от голода (!!) И это - в столице! Чем же, спрашивается, в это время занимается басилевс, вроде бы, по здравой логике, и по законам божеским и человеческим, отвечающий за всё в Империи? Собирает антикризисный штаб во дворце? Переводит эпарха города и всех его подчинённых на казарменное положение, вплоть до ликвидации кризиса? Срочно формирует графики подвоза хлеба с армейских складов? Выкупает за государственный счёт остатки продовольствия у купцов, для спасения голодающих? Требует регулярных отчётов каждые три часа, по складским остаткам, и по графикам подвоза продовольствия? Назначает служебное расследование, для выявления степени персональной ответственности виновных должностных лиц?
А вот - фиг. Ничего этого он не делает. Он - Император, высшая власть в Империи, в разгар голода стоИт на балюстраде дворца, смотрит вниз, на валяющиеся на улицах трупы, и… И сочиняет (под руководством циничного и хитрого интригана Пселла) философские вирши, о жестоких превратностях бытия, и, о недолговечности и уязвимости хрупкой человеческой жизни…
Зла не хватает.
Не удивительно, что при таких его “достоинствах” как императора, власть Михаила VII очень мало кому нравилась, и, против него сформировался заговор, во главе со старым и опытным военачальником Никифором III Вотаниатом, поддержанным большой частью столичной знати. О степени недовольства правлением Михаила весьма много говорит тот факт, что на сторону Никифора III перешла даже часть родни Михаила, и отказалась его поддерживать. Михаила VII свергли, причём, он даже и не пытался как-либо сопротивляться, и отправили в монастырь. Впоследствии, его жизнь сложилась так, что, через годы он даже стал митрополитом Эфесским.
Что интересно, свергнутого Михаила не оскопили, не ослепили, нос не отрезали, не подвергли никакому членовредительству, а, просто - постригли в монахи, и отправили в монастырь. Видимо, всем вокруг было отлично видно, что это безвольное, ленивое, легкомысленное и неорганизованное существо ни малейшей опасности, в плане политической борьбы, для Никифора III не представляет…



Никифор III Вотаниат.
AV гистаменон, вес 4.39 гр., диаметр 29 мм.
Время чеканки: 1078-1081 год.
Место чеканки: Константинополь.
Аверс: Христос Пантократор, сидящий на троне анфас, правая рука поднята вверх в благословляющем жесте, в левой руке держит Евангелие.
Реверс: император, одетый в расшитую жемчугом хламиду, стоит анфас, в левой руке держава, увенчанная крестом, правой рукой опирается на лабарум.
Ссылки: Sear 1881.
Состояние: Extremely Fine / Extremely Fine.
24 000 руб.

монеты, перепост, рельеф

Previous post Next post
Up