У меня вошло уже в обычай проводить праздники в монастырях, и это уже третий раз, что я провел в провансальском селе Ла Гарди в департаменте Вар. Попасть туда - несколько проблемно, так что мне пришлось ехать на перекладных через Экс-ан-Прованс: заодно и этот город посмотрел. Вообще, я люблю Прованс с его специфичной архитектурой, множеством растений, скалами и всегдашним теплом, так что не жалко и лишний город посетить. Тем более, что там есть собор, достраиваемый аж с шестого века.
В монастыре я оказался как раз к началу вечерни (дело было в Великий Вторник), которую мы, к моему удивлению, отслужили без особой торжественности. После нее меня поселили в одном из домов Фреда, соседа монахов (в этой деревне жители - в основном англосаксонские богачи, так что неудивительно, что у кого-то есть ненужный дом, который он готов одолжить монахам, чтобы приютить там незнакомых ему людей), поскольку в этот раз гостей оказалось еще больше обычного. Потом гостям предложили небольшой ужин в полной тишине, и после вечернего чтения из св. Отцов и повечерия мы отправились спать, чтобы к четырем утра подняться на ночную молитву (matutinum, или "утреня"), которая тут длится всего около часа, т.к. читается речитативом, почти совсем без пения. Причиной такого упрощения, как и всех других упрощений в этом монастыре, служит то, что он основан совсем недавно, так что тут всего четыре постоянных человека: один монах, один новиций (т.е. человек, который принес монашеские обеты на год, чтобы потом решить, оставаться ему или нет), один кандидат (т.е. человек, который только познает монашескую жизнь, и потому никаких обетов не принес и может в любой момент уехать домой без последствий) и один постоянный гость - священник, преподающий в местной семинарии. Там, где монахов больше, и каждому из них не приходится совмещать по нескольку разных функций, ночную молитву начинают в три и полностью поют.
После ночной молитвы в монашеском распорядке духовное чтение, а затем - утренние хвалы (laudes) в шесть утра, которые длятся чуть больше получаса, но уже с пением и иногда какими-то минимальными церемониями. После этого для гостей открывали кухню и рефлекторий (монашеское название столовой), чтобы те могли выпить кофе и чего-то пожевать (естественно, в пост это было не самое популярное занятие). Уже более качественно продрав глаза, мы шли на богослужение первого часа, которое длится десять-пятнадцать минут (все эти времена я не засекал, так что тут может быть довольно большая погрешность), как и другие богослужения малых часов. [почему ]Названия дневных богослужений (первый, третий, шестой и девятый часы) - это отсылки к эпохе, когда пользовались солнечными часами. Они означают один из двенадцати промежутков времени ("часов") между рассветом и закатом, так что первый час - это время почти сразу после рассвета, шестой - полдень, а девятый - уже начало вечера.
Сразу после него монахи собираются на капитул, т.е. идут в специальное помещение, где под большим распятием стоит стул настоятеля, а братия восседает по бокам. В центре - подставка для книги, с которой читают Устав св. Бенедикта и очень краткую версию житий святых монахов, которых Церковь чтит в этот день. [Что такое Устав св. Бенедикта]В восточной практике Устав бы назвали типиконом - он не только описывает идеал повседневной жизни монастыря, но и в мелочах расписывает устав богослужения, которому монахи-бенедиктинцы до сих пор следуют, что делает их хранителями самой древней (св. Бенедикт умер в 6 веке) непрерывной богослужебной традиции. Кроме практических наставлений, он вмещает в себя много духовных советов и целый трактат о смирении, так что это еще и духовное чтение. За год монахи прочитывают Устав трижды. Кстати, в Пост на капитул собираются дважды в день - вечером читают какие-то произведения о монахах для монахов, обычно "Установления" св. Иоанна Кассиана Римлянина, на Западе известного просто под именем св. Кассиан. Затем настоятель дает короткий комментарий к прочитанному, и, вдохновившись всем этим, братия распределяет обязанности и составляет план на день. Я знаю об этом не только потому, что и сам почитываю Устав, но и поскольку в этом монастыре гости участвуют в жизни наравне с монахами (хотя, конечно, мы не связаны обетом послушания, и можем без проблем нарушать Устав направо и налево, пропуская богослужения, подъедая лишний раз с кухни или заменяя работу дневным сном), потому нас пускали на это чисто монашеское событие. Утренний капитул всегда (кроме Тридиума - последних трех дней Поста) заканчивается молитвой об усопших.
Потом с перерывами на работу - молитвы третьего, шестого и девятого часов (названия объяснены в спойлере выше). Обед всегда через какое-то время после Мессы. В праздники она после третьего часа, в посты, когда есть, то после девятого, а за остальное время года я не в курсе. Часы всегда служат более-менее в свое астрономическое время, а не все разом за один подход.
В течении Поста в богослужении постепенно исчезают все торжественные элементы, и оно теряет свою красоту - как, претерпевая Страсти, скрыл свою Божественность Христос. Доходит до того, что в последние дни, начиная с Великого Четверга, пение на богослужении часов полностью исчезает (за единственным исключением: пение остается на ночной молитве, но на ней исчезает свет - во время пения псалмов поочередно гасятся все свечи).
Святоотеческие чтения на ночном богослужении Великой Пятницы (его называют "Темная утреня"): видно, что часть свечей на светильнике справа успели погасить. Когда останется одна, погасят и свечи на алтаре, а единственную горящую занесут за него - как знак погребения Христа. Кроме того, видны бесформенные фрагменты фиолетовой ткани - это завешены статуи и иконы.
С другой стороны, в эти последние дни Месса (или, в Пятницу - чин поклонения Кресту) намного более насыщена. Тем более, что в этом году Ватикан разрешил использовать некоторые более старые чины, так что мы проводили не менее, чем полдня, изучая, как должно проходить богослужение (и иногда - если оставались силы, что значат те или иные элементы, которые в более новых обрядах исчезли или изменились), репетируя некоторые моменты, а так же разыскивая, перенося в церковь и из нее, и даже изготовляя облачения и другие предметы (так, в Пятницу я несколько часов из священнического облачения делал дьяконское, а в Субботу - изготавливал тройную свечу: оба этих элемента в 50х годах почти вышли из употребления).
Облачение священника (он тут с бородой) - казула (византийский аналог - фелонь). Т.к. в идеале священник почти ничего не делает руками во время службы, то она спереди достигает самого пола. Дьякон и субдиакон в случае чего могут приподнять края его облачения, облегчая движения. Но так как большинство действий характера принеси-подай-налей-переверни страницы они делают сами, то для удобства край их одежд свернут и закреплен сверху. Примерно так же, как делаются облачения старообрядческих священников.
Тут интерес не столько в свернутой казуле субдиакона (слева, в фиолетовом), как в тройной свече. Дьякон (единственный в светлых одеждах) читает провозглашение Пасхи, в ходе которого благословляет и зажигает особую пасхальную свечу, которая символизирует воскресшего Иисуса (вообще, там многоуровневый символизм, понятный в контексте чтений, но я упрощаю). Так вот, зажигает он ее от тройной свечи, которая символизирует (по Геранже) Троицу - Божественная природа Христа, которая общая для Троицы, воскрешает Его по человеческой природе.
К Пасхальной ночи мы довольно сильно устали с таким режимом: на дневной сон времени не оставалось, ночного между повечерием и утреней было не так и много, а дел - невпроворот. Но богослужение этой Ночи (оно состоит из благословения нового света с провозглашением Пасхи, чтения двенадцати пророчеств, благословения крещальной купели с процессией туда и назад, литании всем святым, особой пасхальной Мессы и вечерни либо утрени, которая несколько короче обычной), как все торжественные службы в этом монастыре, было таким, что никакой усталости не ощущалось, и не хотелось, чтобы оно заканчивалось - так многие потом говорили. Последнее из пророчеств, довольно длинное само по себе, кантор не просто пропел, а пропел с огромной мелизмой (мелизма - это когда на один слог в мелодии припадает несколько нот) длиной не меньше минуты - и утром не только никто не жаловался на такое удлинение службы, но и сокрушались, что лишь одно из двенадцати чтений было украшено таким образом (нет, ну как не радоваться, находясь в такой боголюбивой компании?). И подобным образом - со всеми элементами службы.
После нее был небольшой банкет для всех участвовавших и перерыв на сон. Мы встали к службе первого часа, после которой был внебогослужебный чин "откапывания аллилуии". Пение "Аллилуия" в Западных обрядах имеет исключительно праздничный характер, потому его прекращают использовать еще за несколько недель до Поста, когда начинается период подготовки к нему - в рамках уже упоминавшегося постного избавления богослужения от торжественности и радостности. Потому в некоторых местностях есть народная традиция закапывать табличку с этим словом, чтобы откопать ее на Пасху - как мы сами способны угробить и похоронить радость своим грехом, но после нашего покаяния воскресший Христос возвращает ее нам.
Настоятель в каппе пытается выкопать картоЧку с надписью в месте, которое исполняет функции монастырского сада. Я уж начинал бояться, что кто-то пошутил и выкопал табличку раньше него, мол "напрасно ищете, Его нет здесь".
Остаток дня Пасхи мы провели за богослужениями и отдыхом. Сестра кандидата в монахи, приехавшая навестить его на праздники, приготовила прекраснейших сладостей, сами монахи к тому времени изготовили чудесный ликер, а на базаре купили ягненка (тут это типичное пасхальное блюдо, как у нас паска), а я наконец добрался до интернета и начал искать блаблакар в Гренобль.
Храм в Меримаре явно не рассчитан на наше кадило
В Светлый понедельник мы решили воспользоваться хорошей погодой и отправились в ближайшее место паломничества в Меримар. Это небольшой храм, посвященный Богородице, на горе, c которой открывается вид на Средиземное море. Там же помолились шестой и девятый час, устроив между ними пикник во французском стиле - с разными сырами и соусами
К вечерне все разъехались: остались настоятель, новиций и три гостя - как раз полный набор для торжественной вечерни, чем мы и воспользовались. А после нее уехал и я.
[О языке общения]Пожалуй, стоит упомянуть и то, что гости, как и монахи - из разных стран и культур, так что мы поздравляли друг друга с Пасхой множеством разных языков (и, конечно же, специфически-бенедиктинскими обнимашками). Но на богослужении это многообразие не составляло проблемы и не заставляло нас устраивать вавилонское смешение, т.к. язык для молитвы в западных обрядах один - латынь. А кто знает его недостаточно, для тех есть книги с параллельным переводом (на первой фотографии, слева сидит бородатый парень, и можно разглядеть, что у него в руках не только такая же книга, как у всех, но для подстраховки на ней лежит еще одна - с текстом и переводом).
Фоточки в количестве более полутысячи - тут (ссылка на альбом на ФБ странице монастыря).
Дисклеймер по богослужебным вопросам: я упрощаю многие вещи, и это единственная причина, почему текста может произвести впечатление, будто нового обряда не существует вообще. Упрощение - вина и тому, что я упускаю какие-то детали, например называю Период Страстей Постом, а не как надо. Впрочем, если кто-то меня в чем-то поправит, то я буду рад, а не обижен, даже если я и так знал то, что вы напишете. Даже если это будет замечание о нелитургически торчащей из под сутаны рубашке (о позор мне!).