Орловский спис-часть 4.

May 09, 2017 15:15

Originally posted by tradtextil at Орловский спис-часть 4.



Сейчас время такое, что центральные магазины ломятся от книг, однако книги региональных издательств в них чаще всего найти невозможно. Кухня этой адской машины такова, что ... ай...
Поэтому мы, даже страстно желая такие книги найти, часто даже не знаем об их существовании.
Продолжаю пополнение "досья" на глубоко законспирированный орловский спис.
Значительное серьёзное пополнение:

И. И. Борисова, Н. Я. Рассохина. Орловский спис. Каталог традиционной народной вышивки в собраниях орловских музеев. - Орел, Издательский Дом "Орлик", 2005.


Эта книга (альбом? брошюра?) выложена на глубоко законспирированном ресурсе ВКонтакте также глубоко законспирированным пользователем. Однако конспирация контактов устроена так хитро, что с одного боку всё страшно законспирировано и особо гордые тамошние пользователи кажут случайно забежавшему с вольных просторов незарегистрированному пользователю жуткую волчью морду в чёрных бандитских очках, а с другого бока вход в волчьи владения почему-то свободный. Что ж, полна чудес великая природа! Подивившись на всё это, даю ссылку:

http://vk.com/album137273794_135087462

P.S. 2013-05-03. Как оказалось, прямая ссылка не открывается. Но таковы уж свойства сервиса ВКонтакте и установки данного пользователя, полагающего, что незарегистрированному пользователю всего этого видеть никак нельзя. Хозяин-барин. Но установка очень странная - во-первых, зарегистрироваться может любой, а во вторых, всё равно с какого-то боку вход есть и незарегистрированным пользователям - вышла же я по цепочке переходов на него! Подивившись на всё это, приношу извинения своим читателям, которые захотели пройти по ссылке. Но прямиком не вышло. Значит - либо регистрироваться и давать этому глючному Вконтакту телефон, либо бродить по огородам и искать пролом в дырявом частоколе.

В этом альбоме выложены, насколько я поняла,только сканы изображений из этого издания.
Ежели вдруг эта ссылка не откроется, то вот часть этих сканов (остальные копировать не хочется - опять придётся всё это комментировать и недоумевать по разным поводам, но в основном по поводу новоделов - что это такое, зачем они такие нужны и всё такое печальное прочее...):



В нижнем бордюре чередование S-образного знака и креста - каноническое сочетание (см. также номера 4 и 5):



Писала об этом в своей книге. Орловский спис и полтавский спис в своих ранних образцах - суть один и тот же древний канон, дошедший до нас в разделённых географически ареалах. Закрыть подпись к картинке и спросить - что? Скажут - да что тут вавилоны городить - полтавский спис, конечно!











В подписи указано - тамбурный шов. Изображеньице аховое, но, кажется, можно утверждать, что он используется именно как контурный - как и в пудожском каноне. Хотя читаем мы всё время про то, что в орловском списе контурный шов - роспись. Правильно, мы это даже и пишем! Потому что в открытом доступе для широкой публики доступно лишь чуть не однозначное число препоганеньких изображений - вот она, цифровая эра :))) Однако ж вот, пожалуйста, пример того, как в роли контурного шва выступает тамбурный. Какой однако подвижный канон!



Чур, чур меня!!! Это, кажется, "полихромная" вышивка! Ой, что это я, однако... Тьфу, черти какие-то полихромные, наверное, примерещились по мотивам последнего моего сообщения о терминах...



В красных бордюрах - пятиквадры. А в строчевой полосочке внизу - чередование косого креста и ромба.



Какие "прелестные" в своей лени и наивности (нитку закреплять два раза - да ну-у-у! лучше пробегу мышиной тропкой - авось не заметят...) дорожки между отдельными элементами:



Опять все расчерчивания-рамки из пятиквадров, разделённых квадратиками:









А кружево-то как вологодское (не промысловое, а крестьянское)-архангельское! С красной линейной обводочкой - всё так же, строение, похоже, такое же:



В нижнем бордюре - опять пятиквадры, куда ж без них:





В бордюрах - S-образные знаки. Причём на одном и том же предмете - в разной иконографии. Так бывает. Хотя это кажется странным:



В нижнем бордюре опять пятиквадры:



Урок хореографии :))) Сидит в шпагате, а ручки над головой округлила:





А здесь пятиквадры не только в боковых бордюрчиках (они на картинке снизу и сверху, потому что так неестественно положен фрагмент скатерти). Здесь они и в заполнениях замкнутых фигур:



Полный полихромный анилиновый шабаш... Decline and fall :(((
Текут анилиновые реки в берегах забвения традиций...
В бордюрчиках - чередование косого креста и ромба:



И опять в бордюрчиках - чередование косого креста и ромба:





А здесь бордюрчики позаковыристей, но тоже классика:
вверху - чередование ромба с продолженными сторонами(он красный) с квазилягушкой(она белая)
внизу - чередование ромба с продолженными сторонами и его обрубленным вариантом.
Всё канонические сочетания:



Несмотря на поколения нерадивых копиистов, древо жизни удивительно стойко сохраняет базовую структуру и вот уж укрепляются крамольные мысли, что в данном случае древо - никакое не древо, а всё та же городцовская композиция, быть может. Очень может быть!
Этих древ разных в народном искусстве маленький вагон, ну или тележка...Вот и в орловском списе на внешних границах рамок растут деревья в направлении от центра композиции - какие сверху вниз, а какие - снизу вверх. И все как из одного питомника.



Совсем вверху - чередование S-образного знака и косого креста, внизу - пятиквадры в бордюрчике. А разделительной линией в верхней части композиции служит меандр. Вот оно как:



А скатёрочки - про них, конечно, уже никак нельзя сказать, что они и в Африке скатёрочки, но хоть в Брянске, хоть в Вологде, хоть в Орле имеют одну и ту же структуру. Два полотна соединены вдоль посредством прошвы и т.д.:



Всё она - лень матушка! Она до ручки довела. Лень было деушкам копировать по-человечески, на гулянку убежать не терпелось, вот и пошло на дно древнейшее содержание со всеми историческими тайнами... Будь-буль-буль, одни только тупые пузыри остались - своего рода совершенство - ни углов, ни особенностей каких.
В бордюрах - костылики. Возможно срезанные сверху и снизу свастики. Очень возможно, даже скорее всего так и есть:



Канонический орнамент верхнего бордюра мы уже видели на номере 26 в нижнем бордюре. А что - даже ещё симметрично!



Вот так разбиваются мифы... Картиночки достаточно посмотреть. Кажется, теперь ясно, что тамбурный шов в качестве контурного шва орловского списа не был исключением. Номера картиночек не переписываю - себя жалко - ведь видно отвратительно.
Эх!!! Когда это всё достойно издадут?????

Там ещё в этой книжке-альбоме-брошюре(?) есть кое-какие картинки, но требуются по поводу них комментарии. Непосредственно к орловскому спису они не относятся.

текстиль

Previous post Next post
Up