Вроде не бездельники, и могли бы жить

Dec 16, 2020 15:27


У большинства образ неудачника ассоциируется с ленью и безделием, и чаще всего явно или неявно выливается в прямые или косвенные обвинения в нем. Такие, как классическое «ныть и сидеть на попе ровно». Судят в этом мире по результату и только по нему, поэтому, зная бесполезность оправданий, заступлюсь за нашего брата хотя бы для того, чтоб оправдать взятый на себя ник.

Само по себе слово «неудачник» недаром лексически не содержит никаких отсылок к лени, наоборот, ссылается на совершенно «рандомный», как скажут гики, фактор. Другое дело, что удача не любит ленивых, и часто является обратной связью за проявленные усилия - собственно, так это и работает. Но это долгая философская тема, и я сейчас не о ней.



Представьте себе автомобиль «Ока». Движущийся в потоке современных машин. Или пловца в бассейне, который не умеет плавать, и потому барахтается, все силы тратя на то, чтоб не утонуть, когда соседи по дорожке гребут себе кролем, побивая рекорды, или неспешно расслабляются брассом, наслаждаясь красотами берега и удовольствием от процесса.  Барахтающийся же среди них - смешон, сколько он ни барахтайся, никакой цели, кроме как «не утонуть», он не достигнет, а вода взобьется в масло только в бредовых притчах оптимистов. Все его силы, все мысли и желания будут подчинены одной цели - остаться на плаву. Для других его цели будут непонятны, ведь они и так умеют держаться на воде, без какого-либо значимого приложения сил. Его «успех» будет состоять в том, что он еще не утонул, его пирровы победы не будет поняты другими, которые за то время запросто одолеют кто километры, кто метры, но будут веселы, жизнерадостны и полны сил.

Он наверняка будет считаться последними не приложившим достаточно усилий, ведь плыть - это так просто, а держаться на воде - это такой минимум навыков, о котором никто и не задумывается. Тем не менее, сил он затратит больше, гораздо больше, чем его наделенные умением оппоненты.

Точно так же и автомобиль Ока. Сколько эту Оку ни обвиняй в том, что она «просто не старается», она никогда не обгонит ни бюджетный «Поло», ни трехлитровую «бэху», если только те не зазеваются и не затупят, но потом легко, одним нажатием тапка, восстановят справедливость. Можно обвинять Оку в недостаточности стараний, желания, лени - но ехать она будет хуже, напрягаться больше, перегреется и сдохнет быстрее, а ее личные рекорды соседями по потоку не будут поняты никак, и рекордами останутся  лишь для нее самой, и интересными только ей самой. Ведь судят не по усилиям, а по результату, и только по нему. Усилиями можно хвастнуть (подразумевая свой потенциал) только если ты добился, вышел на уровень, на достижение, заметное потоку, вот тогда можешь выпендриваться, как  кодил в восьмидесятые годы в  гараже.

В ответ на  любое недоволсьтво жизнью, Оке будут предлагать всякую ахинею и бред, типа откапиталить движок (после чего она все равно никого не обгонит), заменить его на турбореактивный или электро, предлагать водителю резче жать педаль, поставить синие писалки и надеть воздушный фильтр на глушитель, и обижаться и обвинять в пессимизме и лени, когда пациентка  резонно отклонит эти бесперспективные предложения.

То же самое и с людьми. Просто некоторые рождаются с ТТХ «Оки», а вынуждены жить в потоке бюджетных «Рио» и «Солярисов», щедро разбавленном Рендж-роверами и Лексусами. И те, кого мы зовем неудачниками, тратят порой ресурсов и сил уж точно не меньше, чем те, у кто родился «Мерседесом». Но результатом их будет - плеститсь позади потока, и просто плестись. На это будут уходить все их силы, обеспечивая положительную обратную связь. Пока не выдохнутся и не сдадутся.

Пресловутая лень, скажу я в слове в защиту неудачников, обычно и является не тем, чем принято думать. Это просто защитная реакция на бесполезность мучений. Да, базару без, любой человек прилагает определенные стремления, тратит силы на повышение собственых ТТХ.

Да, у единиц, рожденных Окой, получится попасть на тюнинг к Academeg-у, но у остальных тысяч - не получится. Но их все будут попрекать все в том же, в лени. Которая действительно приходит, что отрицать, при достижении, точнее, недостижении, определенного результата, и понимании, что дальнейшие старания не приносят прорыва, а приносят копеечную выгоду, как растягивающийся срок ипотеки сначала приносит ощутимое снижение платежа, а на больших сроках оно уже составляет копейки, хоть ты срок увеличивай вдвое или втрое. Все уйдет на проценты, а толку не будет. Вот это вот понимание бессмысленности усилий и рождает лень, и приводит к тому уровню саморегуляции, на котором каждый из нас в развитии да останавливается. Лень здесь - такой же разумный шаг, как отказаться от решения повышать срок ипотеки с 20 до 30 лет, если платеж при том снизится на косарь, а процентов будет в два раза больше.

Другое дело - удача. Ей иногда (ключевое слово - иногда) индивидуум вознаграждается за старания, и, конечно же, под лежачий камень вода ни-ни. Удача - это аналог того же попадания «на тюнинг к Академику». Она может как выпасть  совершенно случайно, и быть результатом усилий, но в большинстве случаев - ее не будет. В большинстве -  будет некий компромиссный вариант удачи - как говорится, не взлетим, так поплаваем. Что-то обычно да выпадает, что-то да получается, дорогу осиливает идущий. Но вот степень этого «чего-то», эти пирровы победы - обычно так же незаметны на фоне общего потока, как успехи барахтающегося, наконец проплывшего хоть одну дорожку.  Да и удача, в обычном ее проявлении, не может выпадать бездарю во всем - слишком много ее надо, так не бывает. Поэтому, как правило, все возвращается на свой уровень. Не может «Ока» двигаться спокойно и расслаблено вровень с потоком, не может барахтающийся вдруг догнать плывущих и оставаться с ними наравне. Как говорится «и каким ты был, таким ты умрешь - видать, ты нужен такой». Или не нужен, как более распространенный вариант...

Previous post Next post
Up