С точки зрения критика, эклектику можно сопоставить с архитектурой «фантиков», грузно и хаотично прилепленных к стене и самим способом своего крепления противопоставляющих себя тектонической основательности классицистических композиций.
Этажерка, обвешанная штампованными, фабричными "товарами из каталога" - таков взгляд модернистского критика,
(
Read more... )
Я люблю эту архитектуру, вижу в ней строгую логику размещения декора, не считаю его обилие ошибкой, но критикую с позиции модерниста или классициста для того, чтобы выявить ее принципиальные черты.
"И в этом стиле строительство обходилось дороже."
Вероятно, это и есть основная причина. Хотя, как я уже написал, тот же венгерский парламент по планировке вполне классицистичен. Шпили, шатры, аркбутаны - чисто декорационные вещи, конструктив мог бы обойтись и без них. Да и купол - вещь в готике очень редкая (особенно крупный, скрытый за пустой (в функциональном плане) внешней оболочкой).
Пьюджин, к слову, критиковал работу Бэрри (британский парламент) за греческость формы (мол, готика тут не более чем одежда, но не сама структура). Подлинно готических структур немало (та же Вотивкирхе), но компромиссных - в разы больше. Это и есть эклектический подход, выраженный в сочетании не только декора, но и приемов, изобретений, свойственных другим стилям.
"И в культуре произошёл ещё один "ренессанс"(вы понимаете, о чём я?)"
Либо речь о неоренессансе (ветвей которого было немало), либо об боз-аре и ар-нуво. Их язык часто использовал новые наработки, никак не связанные с историзмом.
"А разве до эклектики подход был другим?"
Ревзин имел в виду каркасность истористского здания. Например, можете погуглить Prells Building в Мельбурне (утрачен), или Equitable Palast в Берлине (https://i.pinimg.com/originals/56/7f/5f/567f5f40b3c717c674c47c4c64c2b72d.png). Зданий такого типа прежде не существовало, и их конструкция не могла не вызвать к жизни новый подход к эстетизации объемных, вместительных зданий с обилием больших окон и витрин.
В этом плане историзм - архитектура уровней, ярусов, поэтому противопоставление эклектического "страха пустоты" заполненному декоративными смыслами "экрану" небеспочвенно.
Reply
Leave a comment