Немного о посланиях святых Апостолов или чем хвалился Апостол Павел?..

Nov 09, 2018 18:58

«По настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем… Если достойно укоризны уже то, что мы нуждаемся в Писании и не привлекаем к себе благодати Духа, то какова, подумай, будет наша вина, если мы не захотим воспользоваться и этим пособием, а будем презирать Писание, как излишнее и ненужное, и таким образом навлекать на себя еще большее наказание?».

Такими на первый взгляд необычными словами начинает свои «Беседы на Евангелие от Матфея» святитель Иоанн Златоуст, один из первых святых, предложивших христианскому миру наиболее обширное и полное толкование Новозаветных текстов.

Удивительный факт, касающийся повседневной жизни современных христиан - однозначно признавая свою причастность к Церкви, Которую основал Спаситель, не обращаться к Писанию, Которое-то и дано для того, чтобы каждый христианин «узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:4). Причём доходит до парадоксов. Представители разного рода сект, почему-то именующих себя «церквами» и при том христианскими, знают НАШЕ Священное Писание чуть ли ни наизусть, что в кругах тех, кто принадлежит к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, является верным признаком сектантства…



Увы, такова данность. Не будем начинать очередных бесплодных разговоров о том, как же мы дожили до такой жизни; на наш взгляд будет более разумным предпринять хотя бы что-то для врачевания этого весьма распространённого недуга, характерного для странствующей[1] в России Церкви.

Итак, во-первых, повторим самые основы. Что же в себя включает Священное Писание? Если одним словом, то так мы называем Библию. Первая её часть называется Ветхим Заветом, который содержит тексты, написанные пророками до пришествия Христа. В сущности, эти тексты именно о Нём и пророчествуют, но в этой статье мы не будем заострять на них внимания. Вторая часть, наиболее важная для нас, это Новый Завет. Он написан после пришествия Христа Его Апостолами и основное его содержание - о Самом Христе. Если говорить очень упрощённо, то Ветхий Завет - о Христе приходящем, а Новый Завет - о Христе пришедшем.

Из чего же состоит Новый Завет? Это четыре Евангелия - от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, - в которых описаны почти все известные нам события из жизни Господа Иисуса Христа. Далее, это книга Деяний святых Апостолов, в которых описана история проповеди Евангелия учениками Христа. Далее идёт целый блок посланий святых Апостолов и, наконец, самая загадочная книга Нового Завета - Откровение[2] Иоанна Богослова, в которой описаны пророчества о грядущих судьбах нашего мира.

Во-вторых, если евангельские тексты у христиан обычно на слуху и книга Деяний святых Апостолов в виду своего простого повествовательного слога более или менее понятна, то совсем по-другому обстоит дело с последующими новозаветными книгами. О них мы и начнём разговор, правда исключив заранее из поля нашего зрения книгу Откровения - о ней должен быть совершенно отдельный разговор.

Как часто христианину следует молиться? Как следует готовиться к Таинству Причащения? Какие основания имеет под собой Таинство Соборования? Как должны быть выстроены отношения в христианском браке? Что такое священное Предание и каково его место в церковной жизни? Наконец, действительно ли необходимо женщине покрывать свою голову в храме? На эти и многие другие вопросы дают нам ответ послания святых Апостолов.

Вообще послания, строго говоря, это письма. Письма, написанные кем-либо из Апостолов конкретным адресатам. И, конечно же, для каждого адресата всегда есть свой повод и, следовательно, своё особенное содержание послания. Знание этого очень важно для того, чтобы понять контекст и направленность каждого из посланий и уберечь себя от путаницы в суждениях и заблуждений. Вот пример толкования из того же святителя Иоанна на Второе Послания ап. Павла к Тимофею: «часто я, взяв в руки Послание Апостола и рассматривая это место, недоумевал, для чего Павел так превозносит себя: «подвигом добрым я подвизался» (2Тим. 4:7). Но теперь, кажется, по благодати Божией, я понял это…Он желает утешить скорбящего ученика, … говорит подобно отцу…: не плачь, сын мой, я жил хорошо, оставляю тебя, достигнув старости; жизнь моя была безукоризненна, я отхожу со славою - говорит не из тщеславия, нет, но для ободрения сына, для того, чтобы такими похвалами внушить ему - легко переносить все случающееся, иметь благую надежду и не считать предстоящей разлуки тяжкою». Как видим, понять в правильном смысле это послание Апостола Павла не так уж и просто, если не знать, что это прощальное письмо своему ученику. Легко может закрасться мысль, что раз уж сам святой Апостол себя «нахваливает» перед другими, то почему бы и нам, христианам не поступать так же?..

Итак, - если живы будем и Бог благословит - предпримем попытку описать некоторые основные особенности каждого из посланий Апостолов, которые мы встречаем в Новом Завете. Очень надеемся, уважаемые читатели, что это пробудит в вас ещё больший интерес к их чтению, а заодно поможет взглянуть на эти страницы Священного Писания под новым углом. Естественно, работа предстоит немалая, а значит, в один выпуск нашей газеты мы никак не сможем уместиться. Поэтому предлагаем вашему вниманию цикл статей о посланиях Святых Апостолов, в котором эта статья будет чем-то на вроде введения.

Итак, что же нам стоит узнать для начала? Пожалуй то, что первые семь посланий называются в Библии «Соборными». Это послание Апостола Иакова, два послания Апостола Петра, три послания Апостола Иоанна и послание Апостола Иуды. Соборными их назвали потому, что все они адресованы не к конкретному лицу или к какой-либо общине, а вообще к современным христианам, где бы они ни находились. Святой Иаков писал «двенадцати коленам [евреев-христиан], находящихся в рассеянии», святой Пётр - «рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии», святой Иоанн, находясь в почтенном возрасте, любовно обращается к адресатам «Дети!», а святой Иуда пишет не менее обширно: «призванным, которые освящены Богом…».

Дальнейшие четырнадцать посланий написаны Апостолом Павлом, но и они не все единообразны. Часть из них написаны конкретным христианским общинам, находящихся в определённых городах - в Риме, в Коринфе, Колоссах, Фессалониках и так далее… А часть адресованы конкретным лицам - Тимофею, Филимону, Титу. Что первые, что вторые писались. конечно же, из-за необходимости. В каждой из этих общин были свои проблемы, которые требовали скорейшего решения. А поскольку сам святой Павел не мог прийти к своим собратьям в эти города, то ему пришлось решать эти проблемы на расстоянии при помощи своих писем.

Но почему же эти письма Апостолов Церковь сохранила не просто как память, а призывает к их регулярному чтению своих чад? Потому что проблемы, которые устраняли ученики Христа в своих посланиях, в изобилии встречаются и в наши дни. И в этом смысле «всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…», как пишет Апостол Павел своему духовному чаду Тимофею в своём прощальном письме (2Тим. 3:16).

Что ж, на этом окончим наше вступительное повествование и в следующей статье начнём вместе рассматривать первое из апостольских посланий, которое принадлежит святому Иакову, брату Господню, сыну праведного Иосифа Обручника.

До новых встреч!

__________________________________________________________

[1] Так древние христиане воспринимали саму сущность Церкви, которая не обосновалась в мире, а как бы странствует, не имея здесь своего постоянного места пребывания

[2] по-гречески слово «Откровение» звучит как «Апокалипсис»

Previous post Next post
Up