На заре своего появления христианское вероучение выглядело довольно просто и целостно. Христиане просто жили ради того, чтобы стать святыми и незнание богословия никому в этом не препятствовало. Однако, что же мы имеем сейчас? Огромный комплекс богословских наук, тесно связанных между собой, без которых правильное исповедание веры (или, проще говоря - православие) по нашим временам уже невозможно. Догматика, экклезиология, сотериология, эсхатология и многие другие - всё это составные части, поднауки христианского богословия. Не закралась ли в этой громоздкости систематизированного знания какая-нибудь роковая ошибка или вовсе - отход от святой простоты древности?
Действительно, первые времена Христовой Церкви вошли в историю как времена особых дарований Святого Духа. Святость людей была настолько явна, а доверие Богу настолько искренним, что чудеса, творившиеся вокруг, становились нормой жизни. Ещё рядом странствовали те, кто видел воплотившегося Бога своими глазами, кто были Его учениками и полагали всю свою жизнь на проповедь о победе Христа над смертью.
Неизвестный автор II-III веков в «послании к Диогнету» так описывает христиан своего времени: «их учение не есть плод мысли или изобретение людей ищущих новизны, они не привержены к какому либо учению человеческому как другие, но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна. Они вступают в брак, как и все, рождают детей, только не бросают их. Они имеют трапезу общую, но не простую. Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные..». В эти времена церковь умножалась, вбирала в себя очень разных людей, с очень разными взглядами на жизнь, на мир, на Бога… Это были и простые, некнижные люди, и образованные мужи, философы, мыслители, даже бывшие жрецы и очень многие другие. Конечно же, у вновь присоединившихся к Церкви последователей возникало множество вопросов о христианском учении, которое в их умах, ещё не устоявшихся в вере, начинало смешиваться с теми представлениями о Боге, мире и жизни, какие они имели до принятия Святого Крещения. Именно так и начинают появляться первые ереси.
Ересь - это, говоря простым языком, принципиальное искажение вероучения, которое меняет весь строй духовной жизни, направляя её уже не в сторону общения с Богом, а закрывая саму возможность человека соединиться с Ним. Ересь всегда упорно утверждает, что именно она и есть истинное учение, данное Богом людям. И именно в этот период, как ответ на распространение ересей, в Церкви зарождается богословие. Как мы можем увидеть, это понятие говорит само за себя - богословие это «слово о Боге». Его первоначальное назначение - сформулировать основные положения христианского вероучения таким образом, чтобы оно, во-первых, не противоречило Духу православия и Священному Писанию; во-вторых, пресекало всякую возможность утвердиться ересям на основе его. Святитель Григорий, один из всего лишь трёх святых православной Церкви, удостоившихся звания Богослова, в своих трудах так выражает эту мысль: «Любомудрствовать о Боге можно не всем; потому что способные к этому люди - испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело». Благодаря этим людям, о которых повествует святитель Григорий, и которых Церковь чтит как своих святых, мы имеем «Символ веры», который исповедуем каждое утро, совершая молитвенное правило, и каждую божественную литургию; благодаря им Церковь сохранила иконопочитание, подтвердив его богоугодность и многое другое.
Итак, как мы видим, что богословие появилось и существует, как необходимость Церкви защищать своё учение от искажения. Если бы ни натиск ересей и лжеучений, ни в одной из богословских наук не было бы сейчас необходимости. И самое главное - настоящее богословие это плод трудов святых, тех, кто видит Бога, ходит перед Ним, познал Его, а поэтому и может о нём говорить.