Как и зачем становятся диаконами? Кто такая диакониса и почему женатый священник не носит обручальное кольцо?
Толкователь Священного Писания, блаженный Феофилакт Болгарский, живший на рубеже XI-XII веков, повествует, что в раннехристианской Церкви дар молитвы от Бога сходил на кого-нибудь одного из присутствующих в собрании верующих, который один просил и других научал просить полезного для всех. «Удостоившийся такого духовного дарования, - писал он, - человек стоял с великим сокрушением и с сильными воздыханиями. И теперь знамения этого мы видим в диаконе». Кто такой диакон? Когда впервые в Церкви появилось диаконство, для чего оно было предназначено и как со временем оно изменялось? Попробуем же в этом разобраться.
Если мы откроем православную энциклопедию, то встретим такое определение: «Диакон - одна из трёх степеней христианской церковной иерархии, низшая по отношению к степеням епископа и пресвитера». Действительно, само действие, совершаемое во время рукоположения церковнослужителя во диакона относится к одному из семи Таинств Церкви - Таинству священства. Это священнодействие поручено совершать только архиерею, вне зависимости, от того, в каком чину он находится: епископ, архиепископ, митрополит или Патриарх. Оно происходит во время Божественной Литургии сразу после окончания так называемого «евхаристического канона» - момента Божественной службы, когда предложенные от народа хлеб и вино становятся истинным Телом и истинной Кровью воплотившегося Бога, Господа Иисуса Христа. Такое место диаконской хиротонии в чине службы выделено не случайно: тем самым образно указывается, что диакон не участвует прямым образом в том молитвенном действии, когда Святой Дух призывается на предлежащие на Престоле хлеб и вино - это дело священников. То есть диакон на Божественной службе - только помощник. В знак окончания евхаристического канона и грядущего Прчащения присутствующего в храме народа, архиерей выходит на амвон и преподаёт благословение народу со словами: «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми Вами». Евхаристический канон окончен, и архиерей входит в алтарь, восседая по левую сторону от престола лицом к народу, ожидая, когда ставленник, будущий диакон, будет впервые введён через Царские врата. Примечательно, что песнопения, совершаемые в этот момент такие же, как и во время Таинства венчания. Даже действия, совершаемые над будущим дьяконом и над венчающимися сходны - диаконы трижды обводят ставленника вокруг Престола, а венчающихся священник трижды ведёт вокруг центральной иконы храма. И это сходство не случайно: православная традиция рассматривает причисление в клир как некое венчание на Церкви, что символически выражается в том, что священнослужители, будучи женатыми людьми (конечно, мы не рассматриваем в данный момент монашествующих), снимают свои обручальные кольца.
Если выше упомянутый блаженный Феофилакт говорит об особенном молитвенном даровании участников древних христианских собраний, то в наше время диаконам поручено именно призывать к молитве пришедших в собрание людей: «… Господу помолимся!» - диакон теперь не молится от лица всех, но создаёт условия для того, чтобы все совместно молились об одном, общем, важном для каждого. Эти призывы называются ектениями.
Но откуда появились сами диаконы? Само греческое слово «диакон» означает «служитель», причём с оттенком служения при трапезе, обслуживания, если угодно. В древней церкви эти люди занимались преимущественно социальным служением: заботились о подаянии бедным, разделении еды между членами общины, ухаживали за немощными… Другими словами, деятельность их была разносторонней. Но был один важный момент - всё, что совершали диаконы, делалось исключительно с поручения и под чутким руководством епископа. И, конечно же, поручения эти касались и евхаристической жизни общин - диаконы разносили Святые Дары по домам больных и немощных для причащения. Кстати, так появились и диаконисы - их служение было сопряжено с особенностями восточного уклада жизни: по обычаям некоторых восточных стран и по сей день в комнату к женщине не имеет права входить никакой иной мужчина, кроме её мужа. А стало быть, и диаконам был вход запрещён даже несмотря на насущную необходимость причаститься Святых Тайн. Однако с течением времени служение диаконис перестало быть востребованным в связи с меняющимся укладом жизни. Также многое в устройстве диаконского служения изменилось: диакон всё очевиднее становился более помощником в литургической жизни Церкви. Социальное же и иные служения стали предписываться священнослужителям, в том числе и диаконам, в качестве дополнительных послушаний, но они уже не ассоциируются с самим священным саном.
В заключение стоит сказать, что благодать священства, какому бы она сану не принадлежала - диаконскому, пресвитерскому или епископскому - не делает человека более праведным перед другими христианами, которых сам Апостол Пётр в своём послании называет «царственным священством», Она лишь оказывает содействие в делах, над которыми он Богом поставлен, за что и будет отвечать перед Ним.