Рим красив, как и предупреждали. И роскошь Рима существует не сама по себе, в холодном величии, а существует для людей. То ли это люди выглядят соответствующе элегантно, то ли это город настаивает на красивой жизни.
Площадь перед Ватиканом я бы не узнала, если бы карта и указатели не настаивали на ее месторасположении. Единственная картинка, дающая представление о Ватикане - десятки раз увиденная по телевизору, это: площадь, переполненная людьми как муравьями, жаркое итальянское солнце, пожилой Папа машет с балкончика, вокруг него святые мужья в красных накидках, дикторы перекрикивают друг друга на всех языках и врезаются в чужой эфир. А мы дошли до площади к заходу солнца, и под звуки оркестра проследовали в огромный и почти пустой собор, который своими размерами только и говорит человеку, какой он маленький.
И вообще, в конце ноября Рим, мягко скажем, пустоват. Темные здания, в которых не горит ни одно окно, стоят одно за другим. То ли римляне плотно закрывают ставни, когда приходят домой, то ли сразу ложатся спать. Но нам казалось, что они где-то спрятались.
Настоящую толпу на улицах Рима мне удалось увидеть только на третий день, ясным субботним утром. Где? На широком центральном проспекте. И что там делали современные римляне в выходной день? Вышли на демонстрацию. Молодые, пожилые, мужчины и женщины средних лет, весьма элегантные и по-студенчески небрежные, коренные итальянцы и иностранные студенты. А главное, организованные и громкие, с флагами, плакатами, громкоговорителями, листовками, запалом и улыбками, рядами и подгруппами, в толпе на пару-тройку тысяч человек. К чему призывали? К свободе Палестины, прекращению военных действий в Газе, бойкоту Израиля. И победе социализма во всем мире. Удивительно, хотя и предсказуемо. Это Европа, детка. Избавиться от неприятного осадка помог хороший итальянский обед с красным вином в еврейском квартале. Все-таки, я существо довольно примитивное)
На свой поезд во Флоренцию мы опоздали. Точнее, пришли настолько заранее, что успели слишком расслабиться и, пока нашли платформу, смогли только нежно помахать уходящим вдаль вагонам и бегом рвануть в билетную кассу, чтобы поменять билет. На следующий поезд остались только билеты первого класса, поэтому мы, без больших сожалений о потерянных деньгах и времени, развалились в удобных креслах. Рядом с нами приземлилась итальянская пара, а за ней - еще пара их телохранителей. Сижу, пью сок из красного сицилийского апельсина и ищу знакомые слова в свежей итальянской газете:)
Arrividerci, amici:)