И про нашу Женечку тут есть)))
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10299325@SV_ArticlesВиктория МОРОЗОВА
Это был тот самый случай, когда люди с ограниченными возможностями чувствовали себя среди обычных людей комфортно. Причем без всяких «но». Никто не обращал пристального внимания на инвалидные коляски, костыли, трости и палки, не провожал любопытствующим взглядом ребенка с ДЦП или синдромом Дауна. На традиционном фестивале «Есть контакт!», который проходил в ЦПКиО, два параллельных мира - инвалидов и обычных людей - стали одним, общим.
На двух сценах Большой площади парка выступали артисты - взрослые и юные, на инвалидных колясках и без. В шатрах проходили мастер-классы, на которых можно было познакомиться с основами мультипликации, каллиграфии, слепить из полимерной глины забавную зверюшку, научиться плести корзины или украшения из бисера и даже сотворить на гончарном круге настоящую чашку или вазочку. Не было отбоя от желающих сфотографироваться среди тюльпанов. На узких тропинках среди белых, розовых, красных, желтых цветочных полян за высокими цветочными стеблями детям можно было спрятаться так, что видны были только их улыбающиеся лица - родители боялись потерять своих чад. Вообще улыбались все. Словно площадь накрыло большим облаком позитива, и все, кто попадал на эту территорию, не могли не заразиться хорошим настроением.
Кстати, в нынешнем году фестиваль сменил привычное название «Есть контакт!» на не менее бодрящее «Будь собой!». Полагаю, это веяние времени, потому что контакт между обычными людьми и людьми с ограниченными возможностями за два предыдущих года проведения фестиваля уже установился и теперь можно идти по пути сближения дальше.
- Это здорово, когда тебя принимают таким, какой ты есть, - говорит Анастасия из Калининского района. Мастер только что снял с гончарного круга ее кувшинчик, и теперь, уже за столом, она украшает его глиняными завитушками. - Несмотря на недуги, мы ведь многое можем и умеем, но здоровые люди отчего-то предпочитают обращать внимание только на внешнюю сторону нашей болезни и как-то зацикливаются на этом, не идут в понимании нас дальше. Такие фестивали и помогают и им, и нам, инвалидам, преодолевать отчуждение. Очень здорово, что они стали традиционными.
В шатре, где с основами создания мультиков ребят знакомила студия «Да!», мастер-классы доверили проводить юным воспитанникам профессиональных мультипликаторов - Олегу Байкову и Роме Донскому. То, что оба мальчика из-за миопатии могут передвигаться только на инвалидных колясках, никак не мешало им руководить процессом.
Двенадцатилетний Олег Байков почти пять лет занимается анимацией. Тема его мастер-класса «Создание фантастических миров». Под его руководством на больших листах рождались неведомые планеты с необычными названиями, которые населялись удивительными существами - придумать такое может только детская фантазия. Олег требовал от каждого участника не просто рисунок - историю, которая породила созданный фантастический мир. И выяснялось, что на планете Завитушка, например, разумные жители живут в норах под землей, а на поверхности обитают «двуногие, трехногие маленькие, большие и гигантские животные - абуки». А над другой планетой - Ня - нависла угроза: ее пытаются атаковать вирусы: такие страшные, что изобразить их можно только черными точками, чтобы не испугаться...
Знакомлюсь с двумя очаровательными девочками, которые приехали на праздник в самых настоящих, как выяснилось, венецианских костюмах. В Италии девочки еще не были - это друзья предложили им для участия в фестивале костюмы, привезенные оттуда, и они оказались впору одиннадцатилетней Жене Старченко и ее младшей сестре Даше. Четырехлетней Даше, правда, с трудом удавалось справиться с огромным карнавальным колпаком, на концах которого болтались помпоны, однако он не мешал ей бегать, прыгать и тянуть маму от одного шатра к другому. Нисколько не отставала от сестры и Женя, хотя передвигаться она может только с палками - у девочки ДЦП.
Женя покорила меня своей жизнерадостностью. Рассказала, что учится в 533-м лицее и перешла в шестой класс. Школу посещает с тьютором, который помогает ей передвигаться и носить портфель (кстати, она стала первой петербургской школьницей, которой город предоставил помощника для обучения в обычной школе). Отметки у Жени хорошие: «Только русский и английский надо немного подтянуть», - ведь учителя никаких поблажек ей не делают. Ребята в школе тоже замечательные, помогают.
- Я мечтаю стать спортсменкой, участвовать в Паралимпийских играх, - делится мечтами девочка. - В этом году мне не удалось получить третий юношеский разряд по плаванию (заболела, и пришлось пропустить тренировки), но осенью обязательно покажу хорошие результаты.
Женя уже может считать себя спортсменкой, а вот четырехлетние двойняшки Рома и Андрюша Ухановы делают в спорте только первые шаги. Но зато в каком - в танцах на колясках. Мальчики - участники ансамбля «Разноцветный серпантин», который показал на большой фестивальной сцене танцы «Кадриль» и «Две половинки». Ансамбль существует в детском саду № 5 Невского района почти десять лет, и уникальность его в том, что вместе с детьми на колясках (у Ромы и Андрюши, например, ДЦП) в выступлениях участвуют и обычные дети, тоже воспитанники этого детсада. Семилетняя Катя Козина одна из них, она та самая «половинка», которая помогает партнеру на коляске чувствовать себя на сцене артистом-танцором. Девочка говорит, что это совсем не трудно, ей нравится так танцевать. А вот руководитель этого коллектива Севиль Шемякина считает, что все не очень-то просто:
- Понимаете, важно научить обычного ребенка не делать что-то за партнера в коляске, а помочь ему реализовать творческие способности. Мы потому и создали танец «Две половинки», чтобы показать: у каждой «половинки» свои возможности, но в соединении их, в сотрудничестве как раз и рождается целое. Разве нет?
Да. И не только в масштабе отдельно взятого номера, но и вообще в жизни. Не отчуждение или нездоровое любопытство и не нарочитое желание во что бы то ни стало помочь даже тогда, когда эту помощь человек с ограниченными возможностями может посчитать унизительной для себя, а именно сотрудничество обычных людей и инвалидов приводит к комфортному для тех и других существованию в обществе. На фестивале все было именно так. Поэтому он и был похож на оазис - увы, маленький и, увы, временный, в котором человека с ограниченными возможностями принимают таким, каков он есть. Без всяких «но».