Originally posted by
liesje_gohwosta at
Как «таять» интернатам? - в Москве прошел форум «Каждый ребенок достоин семьи» Международный форум «Каждый ребенок достоин семьи», организованный фондом Натальи Водяновой «Обнаженные сердца» и призванный стать платформой общения профессионалов -государственных служащих и представителей некоммерческого сектора - на тему современной и эффективной помощи детям с особыми нуждами и их родителям, а также детям, проживающим в закрытых учреждениях, приемных и замещающих семьях, проходил в Москве с 15 по 17 октября в Президент-отеле на Большой Якиманке, 24.
Как отмечают устроители, решено сделать форум ежегодным. В работе форума принимали участие эксперты из Германии, Великобритании, Финляндии, Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Пскова и других городов.
Наталья Водянова, открывая форум, говорила и о своей личной истории - о детстве, когда будущая модель помогала маме растить младшую сестру с аутизмом, и о том, что фонд «Обнаженные сердца» создает в России Центры поддержки семей и детей с особенностями развития.
В России в более чем 350 сиротских учреждениях проживает более 40 тыс детей с нарушениями развития. И до сих пор в отношении к этим детям превалирует медицинский подход - сыты ли, есть ли лекарства, чисто ли в помещениях, где находятся дети. Но о том, счастливы ли они, насколько этим детям достаточно общения, тепла, насколько доступно для них обучение, расширение кругозора, право на семью - на все то, что прописано международными и российскими законами - об этом не столь часто говорят чиновники и мало задумывается общество в целом. Многим европейским странам понадобился путь в четверть века, чтобы закрылись огромные интернаты, чтобы инклюзивное образование стало нормой, а участие гражданского общества в жизни таких людей и контроль общества за соблюдением их прав, стал не только нормой, но потребностью тысяч людей. Участники форума уверены, что и Россия пройдет этот путь, но, возможно, не столь быстро, как это казалось еще 15-20 лет назад. Об этом говорил известный в России и в мире эксперт в области раннего вмешательства Святослав Довбня - один из тех, кто стоял в свое время у истоков создания в Петербурге Института раннего вмешательства и в целом программ раннего вмешательства в стране. Также речь шла об ответственном родительстве и развитии этих навыков.
Принимавший участие в работе пленарного заседания Форума Уполномоченный по правам ребенка при Президенте России Павел Астахов говорил о том, что в России скоро будет представлена общенациональная программа «Россия без сирот», куда войдут и решения форума. Правда детский омбудсмен не расшифровал подробности будущей программы и довольно быстро ушел, пообещав, что «все доложит президенту». А участники форума обсуждали тревожную тенденцию - «закрытие ради закрытия» интернатных учреждений. В частности, об этом говорила директор московского директор АНО «Про-мама» Мария Терновская. Она отмечала, что в ряде регионов страны происходит «псевдодеинституализация» - закрываются детские дома с малым числом детей, «сливаются» несколько юридических лиц, детей переводят из небольших детских домов в более крупные учреждения « с разрывом личных отношений, с психологическими травмами». «Можем ли мы такой ценой добиваться закрытия детских домов? Например, в Пермском крае детские дома резко сократились - с 51 стало 15», - рассказала Мария Терновская. При этом абсолютные цифры семейного устройства детей в России падают. Мария Терновская привела и тревожные цифры вторичных отказов от детей. В 2010 году из приемных семей вернули в сиротские учреждения 8289 детей, в 2011 году - 6563. Из этого числа - 897 детей вернулись в сиротские учреждения из-за ненадлежащего исполнения приемными родителями своих обязанностей, 36 детей были изъяты из приемных семей из-за жестокого обращения, 4755 детей вернули с формулировкой «по инициативе родителей». 1 ребенок погиб, 296 умерло.
И все же как реформировать интернаты? Мария Островская - директор петербургской региональной благотворительной общественной организации «Перспективы», волонтеры которой работают в самом большом в Европе детском доме-интернате №4 для детей с нарушениями в развитии в Павловске, сказала очень емкую и важную фразу: «Интернаты должны таять, как сахар в чае, а не «рубиться на куски».
«Если из интерната на несколько сотен человек делают интернат на 50-100, но по старому принципу организации, то дети просто меняют при переезде уже привычную среду и окружение, им еще раз наносится психологическая травма, но по сути ничего не меняется», - отмечает Мария Островская и предостерегает от механистического «разукрупнения», которым грешат государственные чиновники. Создание малых групп внутри интернатов, открытость их перед обществом, контроль за правами детей со стороны НКО, поддержка семей с детьми с нарушениями - вот путь, который будет способствовать «таянию интернатов». Мария Островская привела на форуме потрясающую историю успеха: воспитанник детского дома интерната в Павловске, попавший туда из дома ребенка и никогда не знавший семьи, ребенок с множественными нарушениями центральной нервной системы, к тому же практически слепой до 12 лет, не говорил и не передвигался самостоятельно, не умел пользоваться туалетом Его взяла в семью девушка-волонтер. После года жизни в семье ребенок научился ходить, пользоваться туалетом, говорить фразами. За год мальчик прибавил15 кгвеса и вырос на20 см, узнавать 30-50 знакомых людей. Участники форума увидели на фотографиях разных детей - безнадежно одинокого слепого ребенка и мальчишки на пляже, в кафе, на детской площадке - пусть и в темных очках, но уже далеко не несчастного.
Мария Островская еще раз обратила внимание, что даже при хорошем медицинском уходе дети с тяжелыми нарушениями, проживающие в интернатах, испытывают «скуку и одиночество, депривацию от отсутствия близких людей - и это настоящие страдания».
Еще одну историю успеха показала Анна Битова, руководитель московской региональной общественной благотворительной организации «Центр лечебной педагогики». Она говорила о тех изменениях, которые произошли за минувшие 20 лет в качестве жизни детей с особыми потребностями и их семей. И показала фильм о ребенке с ДЦП. Борю принесли родители в Центр лечебной педагогики, когда мальчику было 2,5 года. Не говорил, не ходил, не играл. В кадре мама Бори рассказала, как менялся ребенок: «В Центре лечебной педагогики обратили внимание не на слабые, а на сильные стороны сына - как он умеет слушать музыку, как внимателен к звукам». Боря увлеченно играет, говорит, ходит с поддержкой, подпевает, когда играют на гитаре. Анна Битова отметила, что за последние годы появилось много новых категорий детей, родители которых обращаются за помощью - дети с аутизмом, с не купируемой эпилепсией, с редкими заболеваниями, дети в ремиссии после лейкозов. «Ситуация меняется и усложняется, требует изменения технологий и налаживания четкой системы сопровождения таких семей». Анна Битова также подчеркнула, что в России уже назрела необходимость создания института ограниченной дееспособности, реформа системы опеки и попечительства.
Ольга Волкова, заместитель дректора московского Технического колледжа №21, координатор программ «Центра лечебной педагогики» говорила о будущем детей с особыми потребностями, о том, что они, вырастая, нуждаются в получении профессии или трудовой занятости, в поддержке в реализации своих способностей: «Мы должны вынудить государство выработать государственную систему помощи этим людям в реализации их права трудиться. В США 20% таких людей трудоустроено, в Великобритании - 40%, в России - не более 6%». Пока же проекты трудоустройства в нас - точечные, практически не поддерживаются государством. Кстати, участникам форума раздавали блокноты и папки, которые были сделаны в мастерской «Особая полиграфия» Технического колледжа № 21 молодыми людьми с особенностями развития.
Галина Артеменко