Синдром ботанизма.
Ботан… Это слово каждый из нас слышит по многу раз в день… и в лучшем случае не по отношению к себе. Но никто не задумывается о том, что за пренебрежительной кличкой может скрываться настоящая глубокая психологическая проблема. И это в наше просвещенное время, когда существуют все условия для разгильдяйства! Интернет, заботливо предоставляющий нам свои рефераты и конспекты в электронном виде, невысокие требования к посещаемости, понимающие преподы, которым нет дела до вас и вашей учебы…
А ведь всего лет двадцать - тридцать назад люди проводили по 4-5часов в читальном зале, или ездили к первой паре, хотя для этого надо было вставать в пять утра. И ботанизм являлся нормой! Но сейчас это серьезное заболевание, требующее своевременного лечения.
Формы ботанизма
Мы с коллегами выделяем два основных уровня, на которых возможно развитие данного заболевания. Первый уровень, невротический, характеризуется относительно небольшой тяжестью симптомов и часто неосознаваемыми самим пациентом причинами. Больной испытывает тревогу, если не ходит на все лекции, или же учеба является для него способом ухода от своих внутриличностных проблем. Гораздо серьезнее дело обстоит на психотическом уровне. В этом случае ботанизм может быть обусловлен бредовой мотивацией, сверхценными идеями, при длительном течении заболевания в личности нарастают девиации шизоидного круга.
Иногда ботанизм сопровождается измененными состояниями сознания: оно сужается и концентрируется на учебе. Межличностные отношения отступают на второй план, или превращаются в производную учебы: люди встречаются только на лекциях или в библиотеках, и угадайте, что они при этом обсуждают!
Ну что, кто-нибудь уже узнал себя? Если еще нет, то мы разработали и более подробную классификацию, взяв за образец МКБ-10, великую и ужасную.
Виды ботанизма
1. Тревожный. Это наиболее распространенный вид ботанизма, который характеризуется постоянным беспокойством по поводу последствий прогуливания лекций, невыполненных заданий, и даже таких невинных вещей, как сидение на парте и сон на семинарах. Для этих ботанов характерна практически стопроцентная посещаемость и аккуратное ведение конспектов. Они стараются сдавать все вовремя или даже с опережением срока, «чтоб не было проблем на экзамене», по их собственному выражению. Тревога, предметная или диффузная, определяет все их поведение. В принципе, тревога зачастую оказывается единственной причиной их ботанизма, поскольку эти больные нередко бывают довольно ленивыми, и им приходится прикладывать недюжинные усилия, чтобы заставлять себя ботанить. Субъективно именно они больше всего страдают от своего заболевания, оно причиняет им психологический дискомфорт. Наличие критики к болезни облегчает их коррекцию и психотерапию.
2. Навязчивый (обсессивно-компульсивный) ботанизм - одна из форм тревожного - проявляется в наличии обсессий, касающихся учебы, и компульсий, то есть навязчивых действий (например, навязчивое посещение лекций), призванных снизить тревогу, вызываемую обсессиями.
3. Педантичный ботанизм часто сочетается с тревожным, и некоторые ученые считают их даже одной формой, так как их проявления очень похожи. Однако мы выделяем его, поскольку педантизм может быть в меньшей степени связан с тревогой и в большей - с чрезмерно развитым чувством ответственности, перфекционизмом или большими амбициями. Обычно больные такого типа - авторы самых полных, аккуратных и красивых конспектов, которыми потом пользуется вся группа.
4. Демонстративный. Ботанизм является средством создания благоприятного впечатления о себе и служит лишь для поддержания репутации. Именно этих студентов (и особенно студенток) вы частенько можете увидеть сидящими на первых партах. Он не всегда сочетается с истероидной акцентуацией, но если уж это происходит, то ботанизм приобретает особенно яркие формы. Такие больные из кожи вон лезут, чтобы только обратить на себя внимание: задают преподу вопросы, обычно глупые, или беззастенчиво с ним заигрывают. Такая форма ботанизма обычно не причиняет неудобств никому, кроме препода, однако все же нуждается в лечении. К сожалению, работа с такими больными часто трудна из-за их личностных черт и отсутствия критики к заболеванию.
5. Параноидный. Встречается у больных с параноидными или застревающими чертами личности. В этом случае ботанизм приобретает характер сверхценной идеи, и иногда достигает такой интенсивности, что идет в ущерб здоровью. Крайне труден для коррекции из-за упрямства больных и их нежелания отказываться от своих взглядов. Эта форма встречается редко, но метко! К врачу обычно обращаются родственники и друзья больных, озабоченные их фанатичным отношением к учебе. Именно такой ботанизм может перейти на психотический уровень, когда сверхценная идея эволюционирует в бредовую.
6. Шизоидный. Еще более редкая форма. Причиной здесь является искренняя увлеченность больного изучаемым предметом или предметами. В отличие от предыдущих форм, шизоидный ботанизм может носить резко выборочный характер: больной ботанит только по тем предметам, которые считает важными и интересными, а другие зачастую игнорирует. За исключением редких случаев, лечению такие больные не подлежат, и в лечении не нуждаются. Помните: шизоиды могут казаться вам странными, но им-то самим хорошо!
7. Конформный ботанизм, или ботанизм «за компанию». Чаще встречается в подростковом возрасте у девушек, и по идее должен пройти сам собой, как насморк.
8. Лабильный. Такие ботаны ботанят под настроение, когда на них находит «рабочий стих». При коррекции таких больных стоит обратить их внимание на зависимость приступов ботанизма и настроения и научить себя контролировать.
9. Экзальтированный ботанизм наблюдается только на первом курсе, и представляет собой лишь первый порыв телячьего восторга по поводу поступления в избранный вуз. Аудитории переполнены, люди сидят на подоконниках и на полу и самозабвенно слушают препода. Обычно проходит сам собой недели через две-три, и им надо переболеть как ветрянкой: иммунитет как правило сохраняется на всю жизнь. Но возможен и менее радостный вариант развития событий: переход в иную, более стойкую форму ботанизма, в зависимости от личностных особенностей. Поэтому желательно наблюдение врача во время этого первого приступа.
10. Агрессивный ботанизм требует немедленной госпитализации, поскольку крайне опасен для окружающих! Больной мало того, что ботанит сам, но и пытается заставить и других это делать - часто в очень навязчивой форме. При этом он публично осуждает здоровых коллег, ведущих нормальный образ жизни за безответственность и разгильдяйство. Таких больных надо содержать в поднадзорной палате.
11. Дефектный (тупой) ботанизм представляет собой случай классической зубрежки. Обычно встречается у людей с невысоким интеллектом, но хорошей памятью - не в силах понять что-либо они это вызубривают с точностью, поражающей воображение.
Формы течения
1. Вялотекущий ботанизм - постоянный, но довольно-таки умеренный. Встречается только на невротическом уровне развития заболевания.
2. Хронический - также постоянный, но значительно более сильный.
3. Злокачественный - сильный прогрессирующий ботанизм. Вторая и третья формы встречаются как при неврозе, так и психозе, и являются довольно опасными.
4. Приступообразный. В отличие от лабильного ботанизма с легкими краткосрочными приступами, при истинной приступообразной форме болезнь обостряется периодически, не зависит от настроения и протекает значительно тяжелее. Если у больного был всего один острый приступ, и в течение долгого времени он не повторялся, то есть надежда на благоприятный исход, но даже в этом случае могут сохраниться значительные остаточные явления. Если же приступы повторяются, то часто это означает прогрессирование заболевания: они становятся все более длительными и протекают все более тяжело. Возможет и быстрый переход в злокачественную форму.
Этиология
Биологические факторы
Генетические:
К сожалению, систематических генетических исследований ботанизма не проводилось, и оттого остается невыясненным - наследуется ли это заболевание и предрасположенность к нему, или же оно формируется в результате научения и воспитания. Однако, нами было замечено, что в семьях, где хотя бы один из родителей был ботаником, вероятность появления больного ребенка выше, чем в полностью раздолбайских семьях. Если же от этого расстройства страдают оба родителя, то вероятность становится еще больше. В этом случае, тем не менее, возможна и ярко выраженная парадоксальная реакция: ребенок из чувства протеста становится лодырем, особенно в подростковом возрасте.
Нейродинамические.
Хотя мы не нашли факторов, которые могли бы стать собственно причиной данного заболевания, тем не менее, можно отметить некоторые нейродинамические особенности, которые могут ему сопутствовать и способствовать. Например, настоящий ботаник должен обладать повышенной устойчивостью и концентрацией внимания и хорошей памятью (в том числе механической.) В этом контексте ботанизм можно рассматривать не только как болезнь, но и как способность к произвольной деятельности… хотя такую-то энергию, да в мирных бы целях…
Гендерные отличия.
Как и в случае с другими явлениями, кривая распределения женщин-ботаничек более узкая и высокая, то есть среди женщин ботанизм встречается чаще, но зато менее ярко выражен, в то время как среди мужчин разброс значений больше: среди них встречаются как и отъявленные раздолбаи, так и законченные, безнадежные ботаны.
Психологические факторы.
В зависимости от формы ботанизма, ему могут сопутствовать разные акцентуации характера (см. выше), однако есть несколько акцентуаций, с которыми он мало совместим: неустойчивая, гипертимная и астено-невротическая. Для неустойчивых личностей главной мотивацией является получение удовольствия и развлечения, и потому они обычно не обременяют себя какой-либо деятельностью, требующей усилий. Гипертимы могут ботанить по временам, однако они быстро теряют к этому интерес, да и времени у них на ботанизм особо нет, так как они обычно ведут насыщенную общественную жизнь. Астено-невротическим же личностям ботанить просто трудно в силу их повышенной утомляемости и истощаемости.
Хотя ботаники могут обладать разными личностными чертами, наиболее характерными для них являются: тревожность, гиперответственность, амбициозность, желание «быть хорошим», перфекционизм, педантизм, аккуратность, исполнительность.
Психодинамический подход.
К ботанизму может привести фиксация на анальной стадии развития.
. Она приходится на возраст около 2-х лет, когда ребенок учится регулировать дефекацию и испытывает удовольствие от раздражения слизистой оболочки ануса, от новой для него возможности контролировать деятельность своего организма. Если родители, приучая ребенка к горшку, слишком строги, то под влиянием постоянного давления и устыжения, у него возникает чувство гнева, стыд и вина. В результате может развиться конфликт между агрессивными импульсами Ид и желанием Эго их контролировать, что ведет к развитию защитных механизмов, и в дальнейшем - к возможному возникновению ботанизма. Подавленные импульсы Ид могут проникать в сознание в виде мыслей о том, что можно бы и не ботанить, а защитой от них являются противоположные по содержанию идеи навязчивого ботанизма. В этиологии ботанизма определенную роль играют также психологические защиты.
Для больных ботанизмом свойственны следующие типы психологических защит:
1. Сублимация энергии либидо, когда она перенаправляется в другое русло - например, ботанизм. Нормализация сексуальных отношений может способствовать выздоровлению.
2. Рационализация. Ботаник часто оправдывает свою болезненную страсть к учебе сентенциями типа «Я так много учусь, чтобы стать хорошим специалистом» или убеждает сам себя, что ему нравится этот предмет, хотя на самом деле это не так.
3. Замещение с недоступного объекта на доступный, например, если студентка влюблена в препода, но боится себе в этом признаться, она может полюбить этот предмет и начать ботанить по нему.
4. Реактивное образование. Например, в душе человек хочет гонять собак с друзьями, но под влиянием Супер-эго считает эти импульсы неприемлемыми, и потому усиленно ботанит и насаждает ботанизм среди своих товарищей.
Однако психоаналитическая теория развития ОКР не получила экспериментального подтверждения, а основанные на ней методы терапии оказались малоэффективными.
Бихевиоризм.
С точки зрения бихевиоризма ботанизм можно рассматривать как результат неправильного научения: если родители в детстве регулярно подкрепляют такую форму поведения, то она закрепляется по механизму оперантного условного рефлекса.
Однако, нельзя недооценивать роль когнитивных компонентов в этиологии и патогенезе данного заболевания. К ним можно отнести существование скрытых ботаногенных схем, или дисфункциональных убеждений, которые ригидны, экстремальны и непродуктивны. Пример дисфункционального убеждения - «Если я не буду лучшим всегда и во всем, то я ничтожество». Считается, что приводящие к ботанизму убеждения развиваются в детском и подростковом возрасте в результате общения с родителями и значимыми другими (учителями, сверстниками). Эти схемы выступают в качестве скрытого диатеза или уязвимости перед развитием ботанизма, хотя при отсутствии серьезных стрессоров они могут дремать годами. Однако, когда дисфункциональные убеждения активизируются при попадании в соответствующие условия (школа, институт), или под действием стрессоров (экзамен) они, как правило, возбуждают существующие паттерн мышления, порождая паттерн негативного автоматического мышления, - мысли, которые зачастую возникают под порогом сознания. Например, пропустив занятие, ботан начинает думать, что он - позорный прогульщик, а если у него что-либо не получилось - «если я буду больше стараться, у меня получится лучше». Перед экзаменом же он думает, что если не вызубрит все идеально, то непременно провалится.
Экзистенцильно-гуманистический подход.
Согласно теории А. Маслоу о самоактуализации, больной ботанизмом стремится к развитию своей личности, однако избрал для этого неправильный путь. Он искренне считает, что количество накопленных знаний поможет ему стать на более высокую ступень в духовном развитии, и поэтому ботанизм становится главным смыслом его существования.
Другим важным фактором в этиологии ботанизма может стать конфликт реальных событий и Я-концепции больного. Я-концепция - это сознательные представления человека о собственной личности: например, ботан может считать себя ответственным, аккуратным, умным и образованным, или же стремиться стать таким, и потому ведет себя соответствующим образом. Для такого пациента критической является ситуация неудачи, когда по какой-либо причине его самоотверженный ботанизм не приносит ожидаемых результатов. Это приводит к возникновению угрозы истинности Я-концепции, что вызывает у больного тревогу. При сильном расхождении собственного образа и реального опыта возникают невротические симптомы.
Психотерапевты экзистенциалистического направления считают, что в основе многих психологических проблем, и ботанизма в том числе, лежит осознание «конечных» понятий - неизбежности смерти, бессмысленности жизни, экзистенциального одиночества и свободы.
В самой основе человека лежит конфликт между желанием продолжать жить и осознанием неизбежности смерти. Большинство из нас обычно живут вполне комфортно, умудряясь избегать мыслей о смерти, но иногда они все равно вторгаются в сознание. Существуют разные способы убежать от болезненного осознания конечности своего существования - это может быть нескончаемый поиск наслаждений или уход с головой в работу… или в ботанизм. Осознавая конечность и бессмысленность жизни, больные превращают ботанизм в первостепенную ценность. «Ботань, пока жив!» - вот их девиз.
«Свобода как данность существования кажется прямой противоположностью смерти. Смерти мы страшимся, а свободу считаем чем- то безусловно положительным… Но с экзистенциальной точки зрения, свобода неразрывно связана с тревогой… Свобода означает, что человек сам отвечает за свои решения, поступки, за свою жизненную ситуацию» - пишет И. Ялом. Ботанизм, как один из вариантов подчинения социальным нормам - лишь попытка спрятаться от осознания своей свободы, бегство от нее.