Некоторое время назад в израильском клубе ЧГК был скандал, который выплеснулся и за его пределы. Суть скандала заключалась в том, что в одной из игравших команд за столом во время официальной игры присутствовало 7 взрослых человек. Причина была прозаической: один из членов команды - инвалид (заранее прошу прощения, если это слово имеет негативную коннотацию, по первому же требованию заменю его здесь и далее на любое предложенное с тем же смыслом), не способный вести записи, которому для этого процесса необходим другой человек. Оный человек, как было подтверждено многими игроками других команд, кроме помощи инвалиду в выполнении жизненно важных физических функций, участвовал в процессе обсуждения.
Если все моральные аспекты этого конфликта вынести за скобки, то основным описанием ситуации является такое:
Пораженный в возможности человек реализовывает свои права гражданина во время занятия такой деятельностью, как ЧГК.
Красиво сказано? Возможно. Вот только это не так. Во время занятия чугекой каждый игрок добровольно поражается в правах. Он лишается права на свободное перемещение ("выходить и особенно заходить можно только в промежутках между турами"), в праве на свободный доступ к информации ("никаких мобильных телефонов и интернета в течение минуты"), не может требовать перевода текста на государственный язык. Во время игры каждый из нас является игроком в ЧГК, бесправным существом, продавшим свои права гражданина за чечевичную похлебку возможность услышать странно сформулированные вопросы и попытаться ответить на большее количество из них, нежели другие такие несчастные. От манкурта нас отличает только одно, мы в любой момент вправе сбросить верблюжью шкуру со своей головы и перестать быть чгкшником, став вновь гражданином.
Поскольку правила игры принимают все ее участники, то, если кто-то отказывается играть по правилам, он таким образом получает право, которого все остальные участники лишены. Безусловно, все участники игры могут согласиться с таким положением вещей, однако вполне очевидны последствия. Впрочем, о них позже.
Здесь я впервые, но отнюдь не в последний раз подчеркну, что я всегда восхищался мужеством людей, волею судьбы недополучивших от природы того, что многие воспринимают как данность. Одним из таких людей, например, является Стивен Хокинг, один из наиболее уважаемых людей на планете. Несмотря на то, что единственным для него способом связи с внешним миром является генератор речи, его достижения в области популяризации науки превышают достижения чуть ли не всех остальных людей. Не знаю, любит ли Хокинг, баскетбол, к примеру, но наверняка, если бы он пришел на какой-нибудь матч всех Звезд НБА, то был бы там почетным гостем. Ну ладно, не Хокинг, пусть Кристофер Рив, Супермен, проведший последние 9 лет своей жизни в инвалидном кресле, получил бы стоячую овацию всего зала и будь таковая традиция может и провел бы символическое вбрасывание мяча или первый пас на Коби Брайанта. Или даже провел бы мяч через всю площадку мимо умиленно улыбающихся баскетболистов. Пафос, куда уж без него. Однако не может быть и речи, чтобы подобный инвалид заявился в состав какой-нибудь команды и играл бы наравне с лучшими спортсменами, которые позволяли бы ему набрать десятка два очков и дюжину подборов за игру. И вы уже догадываетесь почему. Эти баскетболисты тоже поражены в правах гражданина, они терпят тычки от соперников, неслышимые уху судьи оскорбления, которые легко квалифицировать как мелкое хулиганство, про свободу перемещения уже и не стоит вспоминать. Если инвалид хочет стать наравне с ними, он вынужден будет принять правила игры, либо...
...Стивен Хокинг, которого я будто бы ни к селу ни к городу привел в пример, управляет при помощи мысли аппаратом для генерации речи. Нынешние технологии позволяют и другие манипуляции, например управление объектом на экране. Если этот объект будет передавать сигналы физическому объекту в котором есть источник энергии, то вполне реально управлять силой мысли, например, специальным баскетбольным мячом, который будет сам скакать по площадке и забрасываться в кольцо. Потренировавшись немного, подобный стивенхокинг будет легко обыгрывать команду звезд НБА в одиночку. Возникает вопрос, при наличии подобной технической возможности является ли этот способ реализацией права инвалида на участие в спортивных соревнованиях наравне, здесь я подчеркну, НАРАВНЕ с обычными спортсменами, спортивным?
Собственно перейду к инфоповоду, к допуску Писториуса к Олимпиаде. Скажу честно, не отслеживал результаты, которые он показывал в последнее время, но раз он получил допуск, значит норматив выполнил, т.е. бегает столь же быстро, что и лучшие бегуны. Видел видео с его выступлениями несколько лет назад и был просто ошеломлен тем, как человек, лишенный обеих ног вообще способен ходить, а уж тем более стартовать с низкого старта, и бежать, бежать, бежать, обгоняя двуногих соперников. Это удивительный подвиг Настоящего Человека. Подвиг, невозможный без продукта технического прогресса, коим является протез. Усилия многих специалистов, десятилетия кропотливой работы, упорный труд непосредственных носителей этих устройств среди которых и сам Оскар Писториус привели к тому, что мы можем уверенно сказать: человек на искусственных ногах может ходить, прыгать, бегать так же как и на своих.
Но прогресс не стоит на месте. Не сомневаюсь в возможности создания материалов, более гибких, прочных, легких, чем человеческая ткань, с меньшим временем отклика, чем нерв. И люди на искусственных ногах смогут наконец обгонять своих конкурентов. Но вопрос, который был задан двумя абзацами выше, возникнет снова.
Я только за то, чтобы Оскар Писториус вселял веру во всех людей Земли о возможности жить полноценной жизнью, будучи инвалидом. Я за то, чтобы такие как он помогали своим желанием и опытом развивать науку. Я против того, чтобы нарушались правила игры. И даже если сейчас, никто из спортсменов не против, прецедент, который будет создан, способен изменить мир спорта. Не в лучшую сторону, ИМХО.