Алексей Каргапольцев,
владелец сети ПВЗ Яндекс Маркета
«Надеялся на честность, в итоге остался должен маркетплейсу»
Раньше Алексей занимался развитием сети PickPoint - сервиса доставки. После пандемии компания решила продать часть сети, и Алексей остался без работы.
Когда Алексей искал вакансии, увидел сообщение, что Яндекс расширяет свою сеть пунктов выдачи. Решил попробовать.
Первое помещение Алексей нашёл буквально за один день. Оно находилось в торговом центре «Старая деревня» рядом с метро. Предприниматель когда-то здесь жил рядом и был уверен - место подходящее.
Месяц ушёл на согласование места, подписание договора с ТЦ и ремонт.
Первый год Алексей развивался в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В начале 2021 года у Алексея появился финансовый партнёр из Ростова-на-Дону. Вместе с ним открыли ещё ПВЗ в Ростове-на-Дону, Краснодаре и Сочи.
Осенью 2021 года Алексей с партнёром разошлись. Тому отошли ПВЗ в Ростове-на-Дону и Краснодаре. А Алексею остались 11 пунктов выдачи: шесть в Санкт-Петербурге, три в Екатеринбурге и по одному в Сочи и Ростове-на-Дону.
За время подготовки интервью Алексей открыл ещё девять ПВЗ в Санкт-Петербурге и один выкупил.
Как работает сеть ПВЗ сейчас. На открытие новых ПВЗ Алексей выделяет 500 000−700 000 ₽. Это деньги на ремонт, зарплату сотрудникам и аренду на два месяца. Иногда получалось открыть дешевле - до 400 000 ₽. Бюджет зависит от состояния помещения и аренды.
Обычно, чтобы ПВЗ вышел на окупаемость, нужно подождать от одного до четырёх месяцев - зависит от сезона, в который открывается ПВЗ, и локации.
С момента открытия первого ПВЗ уже прошло полтора года. Вся моя сеть отбила себя и сейчас стабильно приносит доход. На 11 ПВЗ в среднем доход от 500 000 до 1 млн ₽ в зависимости от месяца.
Алексей Каргапольцев,
владелец сети ПВЗ Яндекс Маркета
Помимо приёма и выдачи посылок, у Алексея во всех петербургских ПВЗ реализована услуга приёма и выдачи посылок продавцам. За счёт этого продавцам упрощают логистику, а франчайзи дополнительно зарабатывает от 5 000 до 30 000 ₽ в месяц. Также в пяти ПВЗ принимают и выдают сумки курьерам Яндекс Еды.
«Если быть слишком мягким, сотрудники расслабляются и могут даже украсть». Чтобы сеть ПВЗ работала, нужны сотрудники. В самом начале была высокая текучка кадров из-за отсутствия опыта в наборе персонала. Это плохо для сервиса: сотрудники сменяются, безответственно относятся к своей работе, а у посетителей складывается негативное впечатление.
Но невежливый администратор не самое страшное. В практике Алексея был случай, когда из-за небрежного отношения к подбору сотрудника он потерял более 100 000 ₽.
Находясь в отпуске, Алексей нанял мошенника в свой ПВЗ. Пользуясь тем, что его никак не контролируют, сотрудник делал заказы с поддельных аккаунтов на Маркете. Потом доставал содержимое коробки и оформлял возврат.
Эта ситуация научила франчайзи, что, помимо живого собеседования, нужно запрашивать у человека его данные, делать скан паспорта, СНИЛС. Алексей этого не сделал, так как понадеялся на честность.
Сотрудника нашли, и сейчас он находится под следствием. Это был не первый эпизод у того мошенника.
Ещё важно, чтобы сотрудник хорошо относился к работе. Администратор должен транслировать ценности бренда. Алексею пришлось расстаться с одним администратором, когда тот вступил в перепалку с клиентом, а потом негативно высказался о Яндексе.
Совет: выбирайте место с большим трафиком. Чтобы заработать на ПВЗ, нужно удачно выбрать локацию - вокруг должно быть много жилых домов.
Если город крупный, например Москва или Питер, можно искать либо места, в которых заинтересована сама компания, либо отслеживать быстрорастущие районы. В регионах ситуация аналогичная, но есть своя специфика. Например, в Сочи низкая плотность населения, а ещё есть такой фактор, как сезонность, которая влияет на посещаемость ПВЗ.
Снизить текучку кадров можно дружелюбным отношением к сотрудникам и обеспечением стабильности. Франчайзи неоднократно подменял администраторов, если утром оказывалось, что они не могут выйти на работу. Или выдавал аванс раньше времени, если это было возможно. Также Алексей за всё время работы с ПВЗ ни разу не задерживал зарплату, что высоко ценят сотрудники.
Роман Елизаров,
владелец сети ПВЗ в Санкт-Петербурге
и коммерческий директор управляющей компании «АЙ ДЖИ ДИ»
«Нанял сотрудника, а он забрал деньги из кассы себе в карман»
Весной 2020 года Роман Елизаров решил закрыть бизнес - из-за пандемии тот перестал работать. Тогда Ozon начал развивать партнёрскую сеть, и Роман решил попробовать себя в этом.
Удачное помещение нашёл меньше чем за сутки. Многие мелкие арендосъёмщики уходили на удалёнку, магазины закрывались, и арендодатели были рады любой активности, охотнее предоставляли арендные каникулы.
Осенью Маркет начал развивать сеть собственных ПВЗ. Вначале Роман подключил партнёрскую программу к своим действующим пунктам выдачи - их было 12, а затем решил открыть монобрендовые ПВЗ Маркета.
Сейчас у предпринимателя в общей сложности 112 пунктов выдачи, все в Санкт-Петербурге.
Первые три ПВЗ Роман открыл на свои средства. Затем к нему начали обращаться желающие инвестировать в пункты выдачи, чтобы получать пассивный доход и не тратить своё время на операционку.
За свои услуги Роман получает процент от дохода пункта выдачи. Через некоторое время предприниматель стал коммерческим директором управляющей компании, которая специализируется на управлении пунктами выдачи и их развитии.
Желающих инвестировать в это направление достаточно много. Управляющая компания занимается операционной деятельностью, а инвесторы вкладываются в понятный малорисковый бизнес и получают пассивный доход.
Есть три успешных варианта бизнеса на пунктах выдачи:
Открыть пару ПВЗ и самостоятельно их развивать, привлекать знакомых и друзей. Получится семейный бизнес, который для малонаселённого города станет успешным. Партнёр будет получать доход в 2-3 раза выше, чем местная средняя зарплата.
Открыть сеть ПВЗ и развиваться как организация, увеличивая количество ПВЗ - улучшать пункты, нанимать сотрудников.
Открыть ПВЗ и передать их в управляющую компанию, чтобы получать пассивный доход
Роман Елизаров,
владелец сети ПВЗ и коммерческий директор управляющей компании
Главная сложность - это люди, которые работают в пунктах выдачи. Были сотрудники, которые просто забирали выручку из кассы себе в карман и покидали рабочее место. Другие при инкассации просто делали вид, что вносят купюры в сейфовый ящик, а на самом деле оставляли себе.
Кто-то пил на рабочем месте - переживал расставание с девушкой и думал, что так станет легче. Об этом Роман внезапно узнавал от водителя, который привёз партию товаров в пункт выдачи. Сотрудника уволили.
Также пункты выдачи неоднократно грабили: ночью разбивали окна, вытаскивали деньги из кассы. Тогда было украдено 50 000 ₽. Или просто портили имущество, например разбивали стеклянные двери, пока сотрудник отходил.
Роман поделился, что делает всё возможное в рамках бюджета, чтобы обезопасить от подобных случаев, но полностью исключить кражи невозможно: из-за большого количества ПВЗ нельзя следить за каждым сотрудником, поэтому остаётся тщательнее выбирать персонал.
Сейчас в ПВЗ поставили специальные сейфы, чтобы складывать крупные купюры.
У Романа получилось выстроить кадровое делопроизводство. Теперь есть штатное расписание, организован рабочий процесс и инструкции на разные случаи. Из всех форс-мажорных историй предприниматель извлёк главный урок. Нужно погружаться в проблемы линейных сотрудников, делать понятные регламенты, постоянно корректировать систему мотивации и вовремя включаться в процесс, если что-то идёт не так. А если проблема случается, нужно проанализировать, почему она случилась и сколько ресурсов нужно, чтобы её решить.
Совет: нужно понять, что пункт выдачи - не пассивный доход. По наблюдениям Романа, очень многие франчайзи не готовы ждать. Тратят деньги, открывают ПВЗ, но оказываются не готовы к тому, что нужно работать. В итоге продают готовый ПВЗ на «Авито».
С другой стороны, это шанс для компетентного предпринимателя. Можно найти готовый пункт выдачи, перезапустить ПВЗ и получать доход. А если не хочется влезать в операционку - можно отдать содержание ПВЗ на аутсорс.
Юрий Толпин,
владелец сети ПВЗ в Москве
«Взял человека, тот попался на воровстве и сел в СИЗО»
До открытия собственных пунктов выдачи компания Юрия Толпина технически обслуживала постаматы PickPoint и искала локации для постаматов Яндекс Маркета. Когда в 2020 году Маркет объявил о запуске брендированных ПВЗ, Юрий решил попробовать себя в этом деле.
Свой первый ПВЗ франчайзи открыл в феврале 2021 года. Он находится на проспекте Мира. Локацию выбирали исходя из опыта работы с постаматами. Юрий оценивал транспортную и пешеходную доступность, жилой массив. Понравилось, что через локацию проходит дорога, ведущая в район.
С момента согласования до открытия прошёл примерно месяц. Ремонт совпал с новогодними праздниками и выходными. Юрий поделился, что на запуск следующих ПВЗ у него уходило примерно столько же времени. Сделать это быстрее не получалось.
Как работает сейчас. Первый ПВЗ Юрий открыл вместе с партнёром - у того уже был свой пункт выдачи, и он знал, как всё работает. Совместно открыли 14 ПВЗ. Каждый контролировал ПВЗ, которые находились в его районе. Это было удобно, так как партнёры жили в разных частях Москвы.
Через некоторое время стало понятно, что какие-то ПВЗ находятся в неудачных местах и приносят мало денег. Их решили закрыть. Спустя полгода партнёр решил заняться другим бизнесом, и Юрий продолжил развивать ПВЗ самостоятельно.
Сейчас у Юрия девять брендированных пунктов Маркета в Москве и ближайшем Подмосковье. Они находятся в спальных районах и новых ЖК. Франчайзи рассматривает идею и дальше развивать сеть в Москве и занимается поиском мест, чтобы за летнее время открыться к сезону распродаж и праздников.
В каждом ПВЗ работает по два сотрудника. Также есть администратор. Он следит, чтобы все пункты функционировали, собеседует и стажирует новых сотрудников, консультирует текущих. Так как ПВЗ находятся в Москве, Юрий периодически в них заезжает: проверяет работу, общается с сотрудниками.
«На работу устроился человек, который успел своровать товары в пяти других ПВЗ». Самая большая проблема - персонал. Сейчас у Юрия сформировался костяк сотрудников, в которых он уверен. Но раньше было много неприятных ситуаций, одна из которых - воровство.
Сотрудник заказал последнюю модель iPhone, забрал себе и вернул пустую коробку. Как только пропажа обнаружилась, Юрий написал заявление, и бывшего сотрудника арестовали. Сейчас он сидит в СИЗО и ждёт суда.
Как оказалось, Юрий был не первым, кто пострадал от этого человека: на его счету минимум пять ПВЗ. Но компенсировать стоимость украденной посылки всё равно пришлось из своих средств.
Вернуть эти деньги Юрий хочет, но в ближайшей перспективе не особо надеется. По законодательству России их возврат - длительный процесс. Плюс на компенсацию рассчитывают и другие владельцы ПВЗ, а зарплата заключённого не предполагает крупных сумм.
Это научило франчайзи тщательнее выбирать сотрудников, проверять через чёрные списки, смотреть социальные сети - используются все доступные каналы.
Совет: нужно успеть «застолбить» место. Удачных локаций становится меньше, а это большая часть успеха пункта выдачи. Юрий жалеет, что в 2021 году не открыл больше пунктов, но на тот момент он не мог себе этого позволить. Плюс на перспективные помещения собственники организовывали «аукцион» и в итоге сдавали тому, кто готов больше заплатить.
Юрий не стал участвовать в этой гонке, так как помимо удачного места важно найти адекватную арендную ставку. Сейчас он видит, что многие продают готовые ПВЗ - владельцы просто не учли арендную ставку и прогорели.
Любое время для открытия ПВЗ удачное. Можно спокойно запуститься в летнее время, но тогда период окупаемости будет более длительным и нужно закладывать больший бюджет. Можно открыться в сезон, тогда вы с первого месяца получаете большое количество заказов, но по неопытности можете не справиться с организацией, нарваться на штрафы и потерять клиентов.