Apr 14, 2011 18:50
Когда я брался за книгу, я думал, что открываю роман-точку, основу для абзаца в литературной энциклопедии, запыленный фолиант, чтение которого несомненно поднимает самооценку, но так же бесспорно и навевает уныние. Собственно говоря, в ней меня интересовало скорее даже место действия - Женева, Швейцария - а уже потом общий ореол классики и прочее. Ну и да, нужно было переключиться с житейского Грэма Грина на что-то более традиционное, чтобы не пресытиться "гринством". Так сказать, перезарядиться. Короче, я ожидал текста, имеющего огромное историческое и малое литературное значение. Так вот: чёрта с два. Или, в духе книги - Великий Боже! Как же я ошибался!
Дряхлой архаикой тут и не пахнет. Вообще. Странно говорить о книге с двухсотлетней историей в таких терминах, как драйв и саспенс. А иначе никак. Да, повествование развивается неторопко, но и затянутым его не назовёшь - никто ж не жалуется на два с четвертью часа Крёстного отца. Так и тут. Постоянные отступления от темы более чем органичны, что экскурсы в историю науки, что неожиданные развёртывания прошлого третьестепенных персонажей, что невесть каким образом всплывший тут фактический путеводитель по Англии и Шотландии. Ритм сохраняется, нерв не перестаёт натягиваться. Гравитация несёт повествование к финалу. Язык отдаёт патетикой - но патетикой живой, бойкой, да и потом куда более уместной здесь, чем в мёртвых фентезийных сагах (которые я, конечно, не читал). Автор спокойной играет с пространством, гоняя героя по раскручивающейся спирали то в Ингольштадт, то на далёкие Оркнейские острова (почему туда?!), то, наконец, к полумифическому северному полюсу - каждый раз упорно возвращая его в родную Женеву с новым витком умопомешательства. География ширится синхронно с растущей трагедией героя и когда вот уже кажется, что страдать ещё сильнее некуда - вот вам, получите горе самого чудовища и сравните, кто тут несчастнее. А ведь начинается книга с местечковых переживаний второстепенного героя, автора, которому Виктор Франкенштейн и адресует свой рассказ...
Кстати, об авторе: в голове как-то не укладывается, как девятнадцатилетняя девчушка (!) в самом начале XIX в. (!!) смогла создать такое монументальное эпическое и вполне себе актуальное сейчас произведение?? Ладно общая идея, гениальная мысль может прийти в любую голову. Но язык, но сюжетная мощь, но атмосфера? Это не спишешь на внезапное озарение. Тем страннее.
Ну а что по сюжету. Франкенштейн не был ни доктором, ни бароном, а всего лишь студентом (оффтоп: судя по всему, тогда в обязанности студентов вменялось исключительно самообразование, причём хоть да самой старости - герой на протяжении всей книги не выполняет никакой принудительной работы, при этом числясь в уважаемых людях). Он вовсе не грабил могилы, да и вообще не сшивал чудовище из частей трупов, а использовал куда более мелкий материал, которые ему поставляли "бойня и анатомический театр". Электричеством он не баловался (напротив - в книге упоминалось о его мимолётном увлечении электричеством как о неудавшейся попытки отойти от "основной работы"), предпочитая химию. Сам монстр не был неуклюжим, тупым и бездушным, наоборот, он обладал повышенной ловкостью и недюжинными способностями, сумел выучиться языку (немецкому, надо думать) и овладел прочими человеческими повадками, да и вообще - рефлексировал сверх меры. Уродлив, это да, но без швов и болтов из шеи. Наконец, никакой собирающей цветы девочки, горящей мельницы и зловещего горбатого слуги-садиста в его жизни также не было. Идея невесты вот была, но Франкенштейн не поддался на его уговоры. За что и поплатился. Да и сам монстр счастья не обрёл. Хэппи-эндом, кстати, здесь и близко не пахнет.
И напоследок:
"Гигантские отвесные горы, теснившиеся вокруг, шум реки, бешено мчавшейся по камням, грохот водопадов - все говорило о могуществе Всевышнего, и я забывал страх, я не хотел трепетать перед кем бы то ни было, кроме всесильного создателя и властелина стихий, представавших здесь во всем их грозном величии. Чем выше я подымался, тем прекраснее становилась долина. Развалины замков на кручах, поросших сосной; бурная Арвэ; хижины, там и сям видные меж деревьев, - все это составляло зрелище редкой красоты. Но подлинное великолепие придавали ему могучие Альпы, чьи сверкающие белые пирамиды и купола возвышались над всем, точно видение иного мира, обитель неведомых нам существ."
Кто-нибудь ещё сомневается, что в этом году будет замечательная летняя практика??? :)