Театральные афоризмы: Михаил Чехов

May 20, 2010 14:13



Михаил Александрович Чехов (16 (29) августа 1891 - 1 октября 1955) - известный драматический артист, театральный педагог, режиссер. Племянник А. П. Чехова, сын его старшего брата, Александра Павловича.

В 1907 году поступил в театральную школу Петербургского Малого (Суворинского) театра, где одним из его наставников был Борис Глаголин; в 1912 г. приглашен К. С. Станиславским в Московский Художественный театр и зачислен в филиальное отделение.

Через год в Первой студии МХТ стал работать под руководством Л. А. Сулержицкого и Е. Б. Вахтангова.

В 1921 году играет Хлестакова в знаменитой постановке «Ревизора» (реж. Станиславский и Немирович-Данченко). В истории русского театра М.Чехов считается одним из лучших создателей этого образа.

В 1922 г. стал во главе Первой студии, которая в 1924 г. была преобразована в МХАТ-2. Еще в 1918 г. создал свою студию, где занимался исследованием актёрской психотехники (находясь под сильным влиянием антропософских учений Штайнера и А.Белого).

В 1928 г. уехал в Германию. В 1929-1930 снялся в трех фильмах, работал в театре Макса Рейнхардта. В 1930 попытался организовать театр в Чехословакии, но получив отказ в субсидии, переехал в Париж. Выступал на сцене европейских драматических театров.

С 1939 г. жил в США, создал там свою актёрскую школу, которая пользовалась огромной популярностью. Через нее прошли Мэрилин Монро, Клинт Иствуд, Энтони Куинн, Юл Бриннер и многие другие голливудские звезды. Ее называли «кузницей театральных талантов». Михаил Чехов время от времени снимался в кино, в частности в фильме «Заворожённый» (реж. А. Хичкок), за который номинировался на «Оскара» в номинации «Лучший актер второго плана».

Написал книгу «О технике актёра».

Умер в Беверли-Хиллз (шт. Калифорния) 1 октября 1955. Урна с его прахом захоронена на кладбище Форест-Лон-Мемориел («Лесная поляна») в Голливуде.


Михаил Чехов "Путь актера"

Но…он был слишком большой оригинал в жизни и это помешалоему использовать свои знания и жизненную энергию хоть сколько-нибудь систематически и в каком-нибудь определенном направлении. (об отце)

Известный в то время профессор О., лечивший алкоголиков гипнозом, много раз предлагал отцу свои услуги.
- Оставьте, голубчик, - с усмешкой отвечал отец, - ничего увас не выйдет…
Но О. настаивал и однажды отец согласился на опыт гипноза. Отец и О. сели друг против друга, и, если мне не изменяет память, О. быстро задремал под взглядом отца.

Юмор дает познания, нужные для искусства, и вносит легкость в творческую работу. Юмор же, направленный на самого себя, избавляет человека от слишком большой самовлюбленности и честолюбия.

Замечательно, что люди, умеющие смеяться, сразу узнают друг друга, понимают друг друга с полуслова и часто становятся друзьями.

Я учился не у них, но им самим. (о преподавателях в первой театральной школе).

Я никогда не опускался до того, чтобы искренне считать себя «чистым».

Мы видели его горячую душу и острый, сердечный ум больше,чем слышали. (О Сулержицком)

Руководить - значит служить руководимым, а не требовать услуг с их стороны.

Меня мучает театр.

Театр мыслим только как единый и живой во всех своих частях организм. И такой театр может и должен возникнуть со временем. Его создадут люди,которые будут способны служить, а не выслуживаться; работать, а не зарабатывать. Люди, которые поймут, что творить можно всюду и всегда, и которые поймут, что живой организм нельзя заковать в мертвые формы техники. Именно они создадут новый театр

Присмотритесь к жестам, к походке человека, как выразительно говорят они о его воли и безволии.

Чему я радовался, я не знал, но радость моя относилась к чему-то большому, что, как мне казалось, совершилось где-то во мне, впространстве, во времени, в мире….и теперь мне также знакома эта радость, но я уже знаю, к чему она относится. Я знаю теперь, что эта радость относится к творческим силам в мире, к гармонии и ритмам жизни, к великой справедливости, царящей в мире, к той справедливости, которую я так мучительно искал в период своего пессимизма…

Художник должен уметь получать впечатления.

Часто говорят, что творчество должно идти из глубин подсознательной жизни художника, но это возможно только в том случае, если художник умеет объективно относиться к самому себе и не вмешиваться в работу подсознания своими грубыми мыслями и грубыми чувствами.

Ощущение или даже предощущение целого - вот то основное самочувствие, которое я утерял в период душевного кризиса. Я обязан этому ощущению тем, что мне никогда не приходила в голову мысль, что роль или рассказ может не выйти. Когда мне предстояло сыграть какую-нибудь роль, меня властно охватывало чувство предстоящего целого и в полном доверии к нему, я начинал выполнять то, что занимало мое внимание. Это будущее целое, из которого рождались все частности и детали, как бы долго не протекал процесс выявления. Я не могу сравнить его ни с чем, кроме зерна, в котором чудесном образом содержится всё растение.

Михаил Чехов "Жизнь и встречи"

Далматов в комической роли, дымя сигаретой, говорит: «Байрон, Шекспир, Гёте, Вольтер…» - и вы видите, что Шекспира, именно Шекспира - он не читал! Что-то случилось ели заметное, нет, совсем незаметное с его сигаретой, с дымкой, и по ним вы узнаете: не читал.

«Место актера в буфете», - думал я и не стеснял себя в удовольствиях.

У него были идеалы и проблемы (отличительная черта русскогохудожника).

«Если ты действительно ставишь жизнь ни во что, - сказал я себе, - соверши сознательно неразумный поступок, который отразился бы на всей твоей жизни». Я стал думать. Неплохо было бы жениться: и неразумно, и обременительно.

Я убежден, что, чувствуя бессознательно приближение смерти,он спешил сделать как можно больше. (о Вахтангове)

Язык жестов правдивее слов.

И мыслил он ритмами. Мысль, говорил он, есть живой организм.Она как растение: ветвится и ширится. Мысли ищут друг друга, зовут, привлекают, сливаются или, враждуя, вступают в борьбу, пока побежденная, сдавшись, измениться или исчезнет из поля зрения. Созревая ритмически, мысль дает плод в свое время. (о Белом)

После лекции в незнакомом ему помещении он несся по залам ивбежал (ища выход) в зеркало. Натолкнувшись с размаху на себя самого, отступил, дал дорогу, прошептав раздраженно: «Какой неприятный субъект!». (о Белом)

Тело, опоры лишенное, падает.

- У нас, у немцев, другой метод…
Жалел ли он нас или немцев, не знаю.

В одаренном человеке постоянно происходит борьба между его «высшим» и «низшим» я. Каждое из них ищет господства над другим. В обыденной жизни победителем оказывается низшее, со всем его честолюбием, страстями и эгоистическим волнением. Но в творческом процессе побеждает (должно побеждать) другое «я».

У Шнейдера я нашел указания на факт раздвоения сознания у больших художников. Известно, например, что Гёте обладал способностью непрестанно наблюдать самого себя со стороны, со всеми своими переживаниями (даже в момент любви!).

Что живет, например, в звуке русского «я»? в нем два звука: слабое «й» в начале и сильное «а» в конце: «йа». В звуке «й» только слабо и незаметно для русского человека сила самоутверждения, свойственная этому звуку. Русский человек, едва коснувшись самого себя, теряется, расплывается в «а», ища слияния с миром, с космическим своим окружением. Его самосознание уводит его от земли. Разве не высказывается в этом прирожденная нашему народу тенденция к исканию, к жизни впроблемах?

Он имел право на легкость, в нем она не превращалась влегкомысленность. (об одном их коллег в Берлине)

Она, как бы сказал Станиславский, «любит искусство, а не себя в искусстве». (о молодежи).

Михаил Чехов, великие люди театра, театральные афоризмы

Previous post Next post
Up