Методы: жуткая история про Monster Study

Jul 01, 2013 13:56

Я сегодня расскажу вам одну историю, которой давно хочу поделиться со своими читателями. Я недавно узнала о ней и долго думала, насколько же это жуткий опыт - и как часто он повторялся, пусть даже бессознательно, во время занятий в школе (а то и в университете).


В 1939 году Уэндэл Джонсон, профессор университета Айовы, поставил жуткий эксперимент. Об этом эксперименте никто нигде не рассказывал, а потом его «прикрыли», чтобы не устраивать скандал.
Он взял 22 сироты от 5 до 15 лет, 10 из которых страдали от заикания, и поделил их на две одинаковые группы (по 6 здоровых и 5 заик в каждой соответственно).



Логопед-терпевт Мэри Тьюдор приходила сначала к первой группе и хвалила детей, всех без исключения. Она поддерживала каждого за любой, пусть даже самый маленький, успех и говорила детям, что они замечательно читают. Заикающихся она подбадривала и говорила им, что у них получается читать не хуже, чем у здоровых. Т.е. она не делала разницу между заиками и здоровыми детьми.



(вот такую домашнюю работу я мечтаю когда-нибудь задать)

Во второй группе дела обстояли иначе. Мэри Тьюдор говорила детям, что их речь полна ошибок, и каждый раз, когда они делали ошибку, она перебивала их, подчеркивая неправильность сказанного ими (скажите, не напоминает ли это вам урок английского языка?).

Результаты оказались шокирующими.

Дети из первой группы, все без исключения, стали говорить правильно.
Дети из второй группы?

После второго занятия здоровая пятилетняя  малышка Норма Жан-По с трудом могла говорить вообще - в то время как за месяц до терапии болтала без умолку. Девятилетняя Бетти Ромп полностью перестала разговаривать и закрывала глаза руками. Хэйзел Поттер начинала заламывать пальцы на руках.

«Why did you snap your fingers?» «Because I was afraid I was going to say 'a.'»

Дети перестали разговаривать с лучшими друзьями из-за боязни быть осмеянными.

Сама Мэри Тьюдор после шести месяцев эксперимента признала его жестокость и попыталась что-то исправить. Она сказала детям из второй группы, что это было ошибкой и что они совсем не заикались, и, несмотря на это, уже ничего нельзя было изменить.

17 августа 2007 года 6м сиротам, оставшимся в живых (к тому моменту это уже были 70-80 летние старички и старушки), было выплачено 925 000$ в качестве моральной компенсации.

The six, now in their 70s and 80s, said the experiment had left them with psychological and emotional scars, утверждает BBC news (тут).

Конечно, это преувеличенный пример; но, с другой стороны, разве критиковали только ваше чтение? А как же плохие оценки и постоянная критика со стороны учителей, записи о плохом поведении в дневнике, постоянное давление?

Как насчет того, что в субботу начинаешь плакать, потому что в понедельник начинается геометрия (снова ничего не понятно!). Или боишься сделать что-то на физкультуре, потому что заранее знаешь, что ты хуже всех. Или боишься литературы, потому что не понимаешь, о чем речь. Таких примеров миллион. Кому-то больше повезло со школой, с так называемыми «способностями» - хотя что такое способности? Почему люди, не окончившие университета, добиваются таких высот, а люди с корочкой в кармане годами сидят в офисе и зарабатывают копейки?

Как бы изменилась ваша жизнь, если бы в школе вам говорили о том, что вы молодец и что вы талантливы, что вы можете быть всем, кем захотите, жить, где угодно, быть кем угодно, воплотить в жизнь все свои, пусть даже самые сумасбродные мечты? Кем бы вы были, что бы вы делали? И более узкий вопрос, связанный с тематикой этого блога: как хорошо бы вы говорили по-английски - французски - испански, если бы вас чаще хвалили и меньше ругали?

методы

Previous post Next post
Up