Dec 10, 2006 02:05
Психоделический постмодернизм на новом диске The Beatles
Слышали ли вы когда-нибудь песню The Beatles "Within You Without You", положенную на ритм-секцию от "Tomorrow Never Knows"?.. Нет, это не очередная диджейская переделка вроде "Beatles Chill Out" или "Beatles Regrooved". На этот раз с благословения битловской "семьи" (Пола МакКартни, Ринго Старра, Джорджа Харрисона, Йоко Оно Леннон и Оливии Харрисон) выпущен так называемый "новый альбом" ливерпульской четверки. Так называемый, потому что ничего нового сами битлы для этого альбома не сочинили. Всю работу выполнил их верный продюсер и "пятый битл" Джордж Мартин совместно со своим 37-летним сыном Джайлзом. Взяв кусочки из 130 песен The Beatles, ремастировав их и соединив с помощью современной аппаратуры, Мартины смикшировали попурри длиною в 79 минут. А поводом тому послужило развлекательное шоу "Love", поставленное в Лас-Вегасе благодаря дружбе покойного Джорджа Харрисона с основателем канадской труппы Le Cirque du Soleil ("Цирк солнца"). Сэр Пол МакКартни назвал это представление "сюрреалистической историей The Beatles" - таким же получился и саундтрек к ней.
Когда слушаешь диск в наушниках, понимаешь, насколько все-таки это современная запись. Прокручивая многие из 26 треков, ни за что не подумаешь, что инструменты для них были записаны четыре десятилетия назад. Если у вас будет возможность, хотя бы раз погоняйте этот концептуальный альбом с наушниками. И в некоторых местах вы услышите такую психоделию, до которой битлы в золотые шестидесятые ни за что не додумались бы. Благодаря современным цифровым технологиям Мартины смогли сделать то, что было попросту невозможно в те годы. Ведь тогда для монтажа Джордж Мартин использовал… лезвие бритвы. Пожалуй, новая запись получилась даже более сюрреалистичной, чем легендарный "Сержант Пеппер" 1967 года, уступая по замысловатости только композиции "Revolution #9". Песни цепляются друг за друга, смешиваются, превращаются в сиамских близнецов и порой, простите, не совсем понятно, откуда у кого ноги растут.
Например, отчаянный рев Пола в конце ленноновской "Benefit of Mr. Kite", аккуратненько вырезанный из "Helter Skelter", на фоне проигрыша из "I Want You" оставляет поистине нереальные впечатления. Или трек "Gnik Nus"… Прочитайте это название наоборот - и вы узнаете, что за песня лежала в оригинале - прежде, чем младший Мартин случайно прогнал задом наперед сэмпл с вокалом Леннона. Но это еще не вся битломания. Бедная замученная "Strawberry Fields Forever" соединяется на альбоме с проигрышем из "Piggies" и незаметно переходит в "Hello Goodbye", причем концовка звучит на удивление здорово. По крайней мере, забавно. Получился такой энергичный драм-сейшн, увидеть который живьем мечтал бы любой битломан. Джордж Мартин, которому уже под 80, объясняет: "Я люблю "Strawberry Fields Forever" по сей день, но много лет спустя после записи Джон сказал мне, что никогда не был доволен ею. Я чувствовал, что подвел его…" Похоже, Мартины провели с помощью этого трека настоящую гештальт-терапию…
Наиболее удачные переходы, конечно, завораживают, но в то же время многие вставки вызывают дикое раздражение. Возможно, в цирковом шоу они и уместны, но без визуального сопровождения откровенно лишние сэмплы режут слух, как фальшивая нота. Особенно в те моменты, когда они звучат не в унисон. И это непростительно, потому что все, что делалось битлами в '60-х, было безупречно. За это мы их и любим. А новая затея превратилась местами в психоделическое подобие голландского кавер-проекта "Stars on 45". Особенная та часть, где Мартины соединили вместе песни "Drive My Car", "The Word" и "What You're Doing". Но в то же время продюсеры предвидели недовольство отверженных битломанов. "Я обязательно получу пару пинков за то, что сделал, - предупреждает Джордж. - Я же взялся за изменение священного Грааля!"
Отдельно стоит обратить внимание на новый вариант "While My Guitar Gently Weeps". Специально для нее старший из Мартинов сочинил симфоническое сопровождение - в добрых традициях группы. И демо-версия песни, взятая из третьей части "Антологии", превратилась в полноценную балладу, по-харрисоновски интимную и достойную имени The Beatles. Джордж Мартин в очередной раз доказал, что без него ливерпульская четверка звучала бы совсем по-другому. Не в лучшую сторону, конечно. И "Love" - это не просто альбом The Beatles, а в большей степени это альбом самого "пятого битла". Как подметил Джайлз в интервью Reuters: "Я стал уважать The Beatles еще больше, прикоснувшись к их музыке поближе. А твои внуки, - улыбнулся он, обращаясь к своему отцу, - наконец, осознали, насколько ты крутой". По крайней мере, Мартины показали, какое качество может быть у ремастированных битловских альбомов, которых поклонники ждут теперь с еще большим нетерпением.
The BEATLES "Love" [2006]
Лейбл: EMI/Apple
Релиз: 21/11/2006
Оценка: 4.0 из 5