История о том, что жизнь у шпионов не сахар
Томас Альфредсон после сногсшибательного успеха вампирской истории «Впусти меня» взялся за классический шпионский роман Джона Ле Карре. Для осуществления задуманного он собрал потрясающую команду настоящих профессионалов: Гари Олдмен, Марк Стронг, Вильям и Джон Херты а также Том Харди и Константин Хабенский. Оператор Хойте Ван Хойтем работал вместе с Альфредсоном над «Впусти меня», поэтому камера движется нордически плавно а планы выставлены настолько идеально, что за все время просмотра зрителя не покидает ощущение реальности происходящего на экране. Если отключить звук, фильм можно считать живым памятником послевоенной эпохе: цветовое решение в гамме фирменного лондонского морока, до деталей продуманный декор с милыми сердцу деталями, костюмы героев, машины того времени - все это настоящая услада для пытливого глаза требовательного к мелочам зрителя.
Композитор Энрике Альберто Иглесиас («Кожа, в которой я живу», «Бегущий за ветром», «Преданный садовник»), сумел создать интригующий музыкальный ряд, который пронизывает весь фильм. Скорее всего, Иглесиас получит номинацию на Оскар за музыку к этому фильму и весьма вероятно с третьей попытки все-таки возьмет статуэтку.
Сюжет развивается вокруг поиска «крота» - двойного агента в самом сердце британской разведки, который передает секретные сведения Советскому Союзу. Главный герой Гари Олдмена, отставной ветеран Смайли оказывается меж молотом и наковальней, вынужден подозревать людей, с которыми много лет работал плечом к плечу и съел не один пуд соли. Олдмен прекрасно воплотил на экране образ разведчика, сравнимый по напряжению внутренней работы мысли со Штирлицем и Ладейниковым из «Мертвого сезона». Этот образ прямо противоречит гламурному блеску другого знаменитого англичанина - Джеймса Бонда. Смайли не стреляет с двух рук, не водит авто и не то, что не пьет мартини с водкой, даже не взбалтывает. Его основная задача построить хитроумную ловушку, в которую обязательно должен попасться искомый «крот», кем бы он ни был на самом деле, а вовсе не соблазнение прекрасной помощницы.
Работа шпионов ,как уже писалось, в этом фильме полностью лишена романтики. Скрупулезная отработка версий и подозреваемых занимает добрую половину экранного времени. Исключение оставили для героя Тома Харди. Его Рики Тарр заводит рискованную игру с женой русского атташе в Стамбуле Ириной. Вообще, Рики единственный настоящий живой персонаж, который дает волю чувствам и с головой влюбляется в красивую русскую женщину (Светлана Ходченкова). Остальные герои верно служат своему долгу и словно не замечают жизни вокруг. Безусловно хорош Марк Стронг, полученный Оскар не испортил талант Колина Ферта, на высоком уровне игра остальных участников событий, которых лучше посмотреть, чем прочитать.
Зрителю предстоит в течение двух часов распутывать хитроумный клубок из заговоров, предательства и бесконечных подозрений всех и во всем. Причем к тому моменту, когда у зрителя окажутся на руках все нити, ведущие к разгадке, далеко не факт, что у него останутся силы понять, откуда же взялся этот «крот» и что ему, собственно говоря, было нужно. Чего действительно не хватало, это закадрового голоса Ефима Копеляна, который добавил бы фильму недостающей изюминки и помог справиться с многочисленными головоломками.