Should I repeat my Russian feat and create another extensive and delighted description of Paris? Or should I maybe simply summarize the main points?
I've been to Paris twice - as a child, aged 7, and as a child, aged 24. 17 year difference did make a difference. I did not like it at first, due to unlucky circumstances, and I loved it at the second glance. Opera Garnier will remain in my memories the most amazing opera building I've ever seen. Paris will now be to me a charming, spectacular, pompous and pretty city - and now I can imagine why Hemingway, Picasso and Stein loved. It is a moveable feast, the one that really moves you and around you.
On our way back we lost our plane. Well, we lost it formally - de facto we managed to get in with a 10-minute delay.
I should admit that few things can be as exciting as being late for a plane. The adrenaline rush was overwhelming. When, at 20.30 I entered the plane that was scheduled to depart at 20.20, i thought the floor was shaking under me. Oh no, that were actually my legs shaking. I fell into a chair and couldn't move for another half an hour. Three cokes later I fished a book out of my bag and made myself read. Come on, once in your life you should be late for a plane.
Из всех городов-которые-обязательно-нужно-увидеть-и-умереть, Париж меня почему-то всегда привлекал меньше всего. Причин этому было две:
1). Я там уже была в далеком детстве;
2). В далеком детстве мне там не очень понравилось.
Не то чтобы я была избалованным ребенком, вовсе нет. Причины были самые скучные: это была для меня и моей сестры первая (а для мамы вторая) поездка в Европу, туристами мы были доверчивыми и неопытными, и иностранными языками не владели. И когда мы попросили в немецком турагенстве путевку в Париж и Диснейленд, мы были совершенно уверены, что ее и продадут. В первый же день тура осознав, что Диснейленд в нашу четырехдневную программу не входит, я жестоко разочаровалась в жизни и, по совместительству, в городе любви, культуры, литературы и недавнем любимчике Вуди Аллена. Казалось бы, мое разочарование еще можно было бы пережить. Но в нашу программу также не входили посещение Лувра и Мулен Ружа, прогулка под Эйфелевой башней, неспешное se balader по Елисейским полям. Вместо этого мы ели в Макдональдсе (против чего, правда, я совсем не возражала, а вполне радовалась), два дня видели Эйфелеву башню только из окна автобуса (что возмутительно), а на третий остановились около нее на десять минут, зато час двадцать минут смотрели на карпов в пруду в Версале (это было последней соломинкой, переломившей...).
С тех пор мы никогда не ездим в организованных туристских группах, и родители приложили все мыслимые усилия для того, чтобы мы с Леной выучили иностранных языков.
Но образ Парижа так и остался замутненным той злосчастной поездкой. Все, что я запомнила из легендарного города - своды собора Нотр-Дам, мусор вдоль бордюров, наклейка на свитере, которую мне прилепили в музее духов (?) и карусель у подножья Эйфелевой башни (это было моим лучшим впечатлением от поездки).
Годы, в общем, шли себе, и в глубине души я-то понимала, что Париж из моих воспоминаний никак не может быть настоящим Парижем. Тем более, когда я влюбилась в город Хэмингуэя и Гертруды Стайн, в город Дега и Тулуз-Лотрека, в город Сорбонны и богемных туристов... да в любимый город Блэр, наконец! Поэтому когда Тима предложил лететь в Лиссабон с десятичасовой остановкой в Париже, я радостно приветствовала эту идею.
И несмотря на ночной перелет и четырехчасовой сон, несмотря на то, что, как всегда, в дорогу я заболела, несмотря на ужасный холод и отмерзшие пальцы, Париж оправдал все мои ожидания. В этой раз он открылся мне, думаю, с гораздо более правильной стороны: очень красивый, оживленный, шумный, помпезный и нарядный.
Признаюсь честно, больше всего меня поразила Опера Гарнье (картинка с 2france.ru) -- самое красивое здание оперного театр, что я видела, превосходит и Метрополитен-оперу, и Венскую оперу вне всякого сомнения. Мой ассоциативный ряд - Франсуаза Саган и духи Guerlain Idylle, а в представление об идеальном Дне Рождения (который как концепт меня с каждым годом больше меня разочаровывает) теперь назойливо вклинивается именно Опера Гарнье и "Лебединое озеро" или "Жизель" - поскольку здание Гарнье не очень большое, вмещает лишь около 2500 зрителей, то ставят там только балеты.
Другие впечатления: рождественское украшение галереи Лафайет:
(Хотя их витрины и рядом не стояли с витринами Printemps, где было много-много маленьких Лагерфельдов, которых я не сфотографировала, как и многое другое, из-за жестокого холода)
Металлическая элегантность Эйфелевой башни, которая вроде бы и уже до оскомины популяризирована, но в жизни все равно впечатляет (как ни готовься тысячу раз по картинкам и фильмам) так, что хочется парить:
Карусель, на которой я уже каталась в 7 лет, то есть, 17 лет назад:
И, рядом с каруселью, не сфотографированный мною мальчик из общество глухонемых, который подошел ко мне, жестами извинился за беспокойство, сказал, что ему нужны не деньги, а просто, чтобы мы расписались на какой-то листовке, потом оказалось, что там также надо указать сумму пожертвования, потом, когда мы указали два евро, мальчик перевернул листовку и показал надпись "Минимальная сумма пожертвований - 10 евро", мы рассмеялись, покачали головой, Тима достал из кармана мелочь и протянул мальчику два евро, а тот стал жестами показывать, что хочет забрать и все остальное, а потом вдруг заговорил и стал убеждать нас, что меньше десяти евро жертвовать нельзя)
Лувр, который по причине вторника закрыл двери между нами и Моной Лизой:
Пирожное) Тут еще сказалось, что делая заказ в кафе, мне удалось произнести что-то на французском, кроме этого, был водитель автобуса и таксист - но сливочные облака на фото, согласитесь, все равно говорят сами за себя:
Что касается опоздания на самолет, то, в принципе, рассчитано-то у нас все было идеально. Roissybus за час должен был нас довезти из центра Парижа до аэропорта, и я предложила, как обычно, приехать в аэропорт заранее, за два часа, несмотря на сопротивление Тимы, который любит приезжать в аэропорт за полчаса до вылета, но в этот раз мне уступил. Но вдруг Тима обнаружил, что вылет у нас раньше на полчаса, чем он думал, а когда мы пришли на остановку автобуса в 18-10, я увидела, что на табло горит 19-10. Еще совершенно не переживая, я уточнила у Тимы время, он отшутился, что, мол, на табло время неправильное, но потом я поняла по его лицу, что он совершает в уме сложные математические операции. Он ориентировался по моему мобильному.
- У тебя ведь на часах стояло киевское время, не лондонское? - спросил он у меня с надеждой.
- Лондонское, - чувствуя, что сейчас ГРЯДЕТ, отрезала я.
- Тогда сейчас 19-10.
Итого, до вылета у нас было 70 минут, и автобус должен был прийти через пятнадцать. Я еще только подумала, что у Галереи Лафайет обязательно должна быть остановка такси, а одна моя рука уже тянула Тиму за рукав, ноги быстро шагали к Лафайет, вторая рука уже практически останавливала такси, губы разговаривали с таксистом, а уши слышали, что до аэропорта по таким пробкам ехать минут семьдесят пять.
- Мы можем попробовать доехать хотя бы за час? У нас вылет через шестьдесят пять минут, -
мы уже тронулись с места.
Впрочем, ближайшие пятьдесят минут мы топтались на одном и том же месте в центре предрождественского Парижа в подарочной упаковке, Тима обновлял на телефоне страницу аэропорта, надеясь увидеть, что рейс задерживается, мы рублеными фразами обсуждали все варианты. Следующий рейс в Португалию был только через сутки, наш багаж был оформлен транзитом и, скорее всего, все равно улетел бы в Португалию, у нас уже были забронированы и оплачены гостиница в Лиссабоне, гостиница в Порто и прокат машины, поэтому просто развернуться и улететь в Киев тоже выглядело несладко.
Через пятьдесят минут мы вырвались за город, и таксист ударил по рулю, с досадой сказал, что дорога на Шарль де Голль закрыта, впрочем, где-то что-то он объехал и все же вырулил на трассу.
- Думаешь, мы успеем? - спрашивала я Тиму.
- Только если рейс задерживают, - мрачно отвечал он.
Через пять минут он констатировал:
- Ладно, ночуем в гостинице в аэропорту, завтра утром посмотрим, что делать.
Вылет, как вы поняли, был в 20-20, в 20-20 такси остановилось у входа в зал отлета. Все мои пробежки меркнут перед спринтом, который мы совершили, окрыленные призрачной надеждой. Если бы мы были в Германии, то, конечно, на этом бы история и закончилось. Какое счастье, что мы все же были во Франции - в 20-30 мы влетели в гейт, и его закрыли прямо за нами. Стюардессы извинились за то, что им пришлось разбить наши забронированные рядом места и посадить нас в разных концах самолета, и это было даже смешно. Я рухнула на свое кресло и полчаса просто не могла пошевелиться. Щеки у меня горели, руки дрожали, и в глазах было темно. Потом я пришла в себя, отказалась от еды, но попросила две колы, потому что мне казалось в тот момент, что ничего мне не хотелось больше отвратительно сладкого напитка с крокодиловой дозой сахара. Включила айпад и начала читать Трифонова.
Вру, сначала я пошла в другой конец салона и потрогала Тиму за руку. Три раза. Он не реагировал, потому что был в глубокой отключке. Я пошла к стюардессе и попросила еще колы. В конце концов, каждый должен раз в жизни опоздать на самолет. Чтобы подтвердить то, что говорят мама и бабушка и что я делаю всегда и единственный раз в жизни, расслабившись, решила не сделать: нужно приезжать в аэропорт заранее и долго и скучно киснуть там в ожидании вылета, утешая себя тем, что если что-то пошло бы нет так (перепутала лондонское, киевское и парижское время и т.д.), я бы все равно успела на рейс.
To cut a long story short, я возвращаюсь однажды весной, чтобы сделать все, что не успелось в Париже за полдня. Погулять по Латинскому кварталу, выпить шампанского, сидя на набережной Сены (читая Аполлинера?), сходить в Мулен Руж, купить макаронс в LaDuree, маленькое черное платье и Chanel 2.55, побывать в Гранд Опера, увидеться с
salnie, посмотреть на Мону Лизу и найти такси, в которое герой Вуди Аллена садился в полночь. Ну и тогда, возможно, умереть, потому что, как мне кажется, Париж - самый подходящий для этого город)))