Christopher Sandford "Clapton. Edge of Darkness", Da Capo, 1999

Jan 10, 2008 15:32


Давно была у меня эта книжка о Клэптоне, но одолел ее я только сейчас (со второй попытки). Двойственное впечатление. С одной стороны, поражает, насколько глубоко автор закопался в психологию весьма закрытого и противоречивого Эрика, насколько детально и всзвешенно проанализировал все его музыкальные устремления и карьерные колебания. У меня есть ощущение, что нужно было много лет копать эту тему, чтобы выдать такие осмысленные и взвешенные оценки.С другой стороны, эти вот психологические копания оставили маловато места для разговора собственно о музыке: каждый из альбомов Клэптона, хотя и обозначен в книге, но описан и проанализирован достаточно поверхностно. Но это в общем, можно простить и объяснить скорее "психологической" направленностью книги. Радует, что есть много цитат (Сэндфорд опросил практически всех, кого можно, кроме самого Эрика) и много забавных историй.

Cложнее смириться с несколько тендециозным характером книги и критическим взглядом автора: иногда от его отрицательных оценок устаешь. Но все это почти всегда остается в рамках приличий, это ближе к аналитической книге, чем к желтой журналистике. Я думаю, хорошо, что есть такая критическая книга, но хорошо бы ее уравновесить чем-то более позитивным. Например, автобиографией Клэптона, которая зависла где-то на пути от Амазона ко мне.


Клэптон по версии Сэндфорда предстает достаточно инфантильным человеком. Его инфантильностью автор объясняет обилие отношений типа "подружил и перестал" в жизни Эрика, непоследовательные высказывания по поводу чистого блюза и коммерциализации музыки, а также странные эпизоды с Мадди Уотерсом и печально известной фразой про Инока Пауэла.

Эрик никогда не мог простить своей матери тот факт, что она его бросила. Негатив к матери он, по версии Сэндфорда, вымещал на своих многочисленных пассиях. Именно его инфантильность долгое время не позволяла ему заводить "серьезные отношения". Патти, по мнению Сэндфорда, была просто ангел, что терпела Клэптона и его алкоголизм (так же, как и Элис Ормсби-Гор ангельски заботилась о нем во время наркоманского периода). Вылечившись, сам он правда, алкоголизм Патти (и наркоманию Элис) терпеть не стал.

Опять же инфантильность Эрика, отсутствие воли, сделали его очень ведомым человеком. Он сам отдавал себя во власть наркотиков, алкоголя или менеджера Роджера Форрестера, который (Сэндфорд отдает ему должное) вел карьеру Эрика мастерски и часто выручал Эрика в сложных ситуациях, хотя именно он во многом несет ответственность за то, что Эрик "продался".

Тем не менее, инфантильность, почти детская чувствительность сделали Эрика очень восприимчивым ко всем внешним отрицательным воздействиям. И главное - его талант позволяет эти переживания трансформировать в настоящую, искреннюю музыку. Ну и конечно, к чести Клэптона, что он выдержал все тяготы и смерти близких, которые были в его жизни.

И, пожалуй, добавлю от себя - наверно, это именно детская черта в нем делает музыку такой светлой и искренней.

книги

Previous post Next post
Up