В XXI веке текстами Гилмора заведует Полли Сэмсон. Можно дискутировать, влияют эти тексты на музыку, или нет, но определенно, что три последних сольника Гилмора демонстрируют островную ментальность. On an Island был домашней, благостной, расслабляющей пластинкой, но вот с
Rattle That Lock было труднее. Пластинка, очевидно, задумывалась как более амбициозная, она имеет свои моменты (как правило, инструментальные) но сейчас скорее утомляет тяжеловесностью, искусственностью и унылым духом: тут вальсок, там джазок, очень уж надсадно давящие на жалость.
Новый альбом приятно удивляет. Да, это тот же самый Гилмор - временами такой же усталый, такой же пожилой и такой же тяжеловесный, но пластинка почти лишена жалостных миноров, которые так тяжко было слушать на предыдущем альбоме. Тон альбому задает, как ни странно, стародавний, почти блюзовый джем с Риком Райтом. На его основе Гилмор выстроил совершенно новый трек, но блюзовые интонации и ощущение живой игры сохранились - что можно считать большим успехом. Те же блюзовые интонации радуют и на нескольких других треках. Ну и конечно, всенародно любимые, парящие в пространстве гитарные соло - всё то же завораживающее гилморовское совершенство, которое никуда не девается с годами. Главное, что здесь есть баланс: домашняя гармония и благость одних треков уравновешиваются мрачным настроением других. Это зрелый, но не старческий диск - в нем есть энергия и воодушевление; есть своя мрачноватая осенняя магия. И в центре всего этого - прекрасный трек в исполнении Романи Гилмор, интригующий своей меланхоличной атмосферой и отрывающийся от земли в тот момент, когда Дэвид подключается с очередным стратосферным соло. Чуть менее удачным представляется только финал: с симфоническим оркестром и патетическими клавишами, "в духе раннего Новикова-Прибоя", как говаривал дядя Володя. Расширенное издание альбома радует оригинальной, 12-минутной версией джема - настоящий кайф. Склонен думать, что на склоне лет Гилмор записал, возможно, лучший свой сольник.