Совершенно блестящая ретроспектива прошла в Бибирево под управлением
nika_sc - анимация разных времен и народов, но про всё то, что мы любим: инопланетные монстры, кровожадные зомби, ужасающее будущее, бесчеловечные эксперименты, фильм-нуар, рок-музыка и даже альпинисты - во всевозможных взаимосочетаниях и техниках исполнения. Есть и кое-что совсем свежее. Рок-музыку специально отрядил в
отдельный пост. 18+.
Кацухиро Отомо - Акира - 1988
Очень интересно было посмотреть антиутопическое аниме, вошедшее во все учебники и вдохновившее многие последующие фильмы, включая "Матрицу". История загадочного "Акиры" и жутковато постаревших персонажей, завёрнутая в футуристическую обстановку, кажется достаточно увлекательной и последовательно выстроенной. Кто такой "Акира"? Откуда эти маленькие старички? Что за опыты проводятся в этой лаборатории?
Претензии возникают скорее к оформлению фильма. Во-первых, мрачноватый и эффектный кибер-панк в духе "Бегущего по лезвию" ближе к середине фильма куда-то улетучивается, так что мульт теряет и последовательность, и значительную часть изначального шарма. Во-вторых, это драматургия. Понятно, что аниме даёт возможность не экономить бюджет на спецэффектах, но, честно говоря, ближе к концу фильма от многочисленных взрывов и катаклизмов начинаешь уставать - каждый новый эпизод выглядит как финальная разборка или кульминация; далее следуют всё новые и новые апогеи. Но всё это сделано, безусловно, с богатой фантазией и на уровне далеко не самой плохой фантастики.
Хироюки Окиура - Оборотни - 1999
Очень суровое антиутопическое аниме про Японию альтернативного будущего. Токио охвачен жестокой войной между повстанцами и беспощадными военизированными отрядами городской полиции. В свою очередь, полиция контролируется спецслужбами и состоит с ними в мощных контрах. Всё начинается с того, что один из полицейских не решается расстрелять в упор девушку-террористку. Далее начинается расследование, а вслед за ним - разнообразные мрачные интриги и происки.
Аниме не отличается сверхдинамичным сюжетом, зато здорово нагнетает атмосферу паранойи и недоверия. Кругом какие-то слежки, кроты и внедренные спецагенты. Значительная часть действия происходит не на земле, а под землёй - в полумраке канализационных тоннелей, где происходят тайные встречи, погони и перестрелки. Может ли в таких беспощадных условиях уцелеть романтическая линия? Атмосферный и здорово завёрнутый мульт. Даже неспешный темп здесь не кажется пустой тратой времени - всё работает на убедительность и атмосферу.
Сатоси Кон - Однажды в Токио - 2003
Попытка рождественской истории: троица городских маргинальных элементов в канун Рождества подбирает на улице младенца. Теперь они не могут решить: оставить ли его себе, или вернуть законным родителям. И кто они вообще такие, эти родители? Всё оказывается не так просто, и троица попадает в целую серию приключений/злоключений - как вместе, так и поврозь. Стоит отметить не самую типичную для аниме рисовку персонажей - здесь никаких больших глаз, изобразительный ряд выполнен вполне в европейской традиции.
Кажется, что режиссёр делает всё по канонам: юная и серьезная героиня уравновешивается парочкой более возрастных, дурных, эксцентричных персонажей; новые повороты сюжета вселяют веру в людей и в чудеса. Но по итогу фильм для меня совершенно не сработал: даже если я был готов убедить себя, что счастливые сюжетные случайности происходят по причине Рождества, а не по прихоти режиссёра, мне крайне трудно было сжиться с очень, через край, карикатурной, эксцентричной парочкой героев. Я понимаю, что это вполне японская традиция, но для меня это уже непосильная экзотика. Кажется, что эти персонажи оттягивают на себя внимание от каких-то более "душевных" вещей, которые тоже вроде бы вполне уместны в традиционно-рождественском мультике.
Кристиан Волькман - Ренессанс / Renaissance - 2006
Европейский мульт-нуар - хотя я не уверен, что эту картину можно в полной мере назвать мультфильмом: это оцифрованные и обработанные сцены с актёрами. Судя по всему, эта техника очень напоминает давний Sin City, но в данном случае стремление режиссёра нагнать мраку и сделать красиво идёт в ущерб фильму - некоторые трудноразличимые сцены просто ломают глаза. Кроме того, "артовая" составляющая определенно конфликтует с динамикой фильма и здешними экшн-сценами, которые определенно требуют более внятного и драйвового изображения на экране.
Если же немного привыкнуть к этому мраку, то история, происходящая в антиутопическом Париже образца 2054 года, может доставить удовольствие - особенно тем, кто любит "Бегущего по лезвию" и прочие кибер-панковские штуковины. Знатокам аниме будет интересно обнаружить влияние стародавнего японского аниме "Акира".
Тем временем на экране, помимо компьютерного мрака, царит атмосфера паранойи, шпионажа и рискованных генетических экспериментов. Здорово, что помимо неизбежной и хорошо завёрнутой детективной интриги, фильм, в конечном счете выруливает на некий фундаментальный "вечный" вопрос - раскрыть, какой именно, означает пустить спойлер.
Ён Сан-хо - Станция Сеул - 2016
Почти одновременно со своим блестящим зомби-экшном "Поезд в Пусан" корейский режиссёр выпустил анимационный приквел: мы получаем возможность наблюдать, как орды зомби постепенно захватывают корейскую столицу, а несколько отважных персонажей отчаянно пытается уцелеть среди этого апокалипсиса - и найти друг друга.
В общем-то в мультике ничего плохого нет - нормальный такой урбанистический зомби-хоррор, сделанный с использованием всех необходимых клише и приёмов. Всё выглядит достаточно динамично: погони по коридорам, отважные вылазки, сумрачные тоннели метро, стихийные баррикады, вмешательство военных. Несколько огорчает только реализация фильма - компьютерная графика, активно внедряемая в анимацию, делает персонажей менее подвижными, а критически важные для жанра погони - несколько неуклюжими и искусственными. Да и логика действий героев тоже хромает - оказавшись в тихом месте, герой не пытается дождаться подмоги, а тут же начинает бродить по коридорами и открывать все двери, словно нарываясь на встречу с новыми трупаками. Еще хуже то, что характеры героев тоже оказываются не более интересными, чем графика фильма - очень формальная. Да, как и в "Поезде", режиссёр пытается продвигать социальную тему, но здесь она напоминает старательную заплатку. Мульт оставляет ощущение профессионально сделанного, но несколько вторичного продукта.
Патрик Имбер - Вершина богов / Le sommet des dieux - 2021
Интересный синтез: французский мульт, снятый по японской манге. Да ещё и про альпинистов, покоряющих Эверест. История завёрнута здорово: далёкий Катманду и потерянный артефакт, который может пролить свет на загадку легендарного восхождения, состоявшегося 70 лет назад, напоминает что-то от Индианы Джонса. Но, в конечном счете, мульт всё равно оказывается об альпинизме и его драме: вечный дух соревнования с другими и с самим собой, наркотический адреналин, толкающий на всё новые авантюры.
Мультфильм, неизбежно, выполнен с использованием компьютера, но это не слишком вредит рисовке; здесь много красивых и поэтических кадров. Да, и сама тема кажется безупречно подходящей для анимации. Мы получаем реалистичный эффект присутствия: карабкаемся на отвесные стены, ночуем в палатке на каком-то убогом выступе, преодолеваем белоснежные ущелья и попадаем под лавины. Я уверен, что все эти ландшафты вполне соответствуют реальным.
Да, и конечно, трудно представить, чтобы кто-то попытался затащить в такие места живую съемочную бригаду. Думаю, даже с нынешним уровнем компьютерных эффектов, игровой фильм на эту тему будет смотреться не слишком реалистично.
Жереми Перен - Марс Экспресс / Mars Express - 2023
Ого, французский научно-фантастический мульт! Однажды в будущем, на Марсе, хладнокровная, слегка уставшая от жизни сыщица-алкоголичка в компании робота-андроида расследует загадочную череду событий: убийства, тайные лаборатории и нехорошие манипуляции с андроидами, которые начинают вести себя очень странно.
Продолжение традиций Рене Лалу и его "Властелинов времени" кажется очевидным, но любителям современной поп-фантастики нужно морально готовиться: фильм не стремится поразить визуальным рядом или захватить каким-то ломовым действием. Дух "Бегущего по лезвию" здесь определенно присутствует, но не в киберпанковской обстановке (которой здесь нет), а в тоне истории - таком же холодном и равнодушном, как и главная героиня. От этого равнодушия ближе к концу фильма, пожалуй, хочется выть - как и от запутанности сюжетной линии. В полном соответствии с идеей фильма здесь нет никакой любви к людям. И (что вполне логично) к зрителям тоже.