Пробую слушать мат-рок и попутно корректирую свои представления о жанре. Сейчас я бы сказал, что наблюдаю две его разновидности, или два полюса, между которыми всё немалое разнообразие этой музыки обитает. 1) "Технический" мат-рок. Музыка, максимально похожая на технические упражнения в сложности и дисциплинированности: сложные, сбитые размеры, непредсказуемые старт/стопы, составной характер сегментов. Кажется, что эта разновидность происходит из головоломных композиций Капитана Бифхарта времен Trout Mask Replica, их назначение - муштровать музыкантов и слушателей. Атмосфера здесь вообще не важна: в идеале всё играется "всухую" с минимумом примочек и эффектов. 2) "Мелодический" мат-рок. Пресловутая "математичность" здесь присутствует только в виде сложных ритмических размеров, которые контрапунктами могут быть наложены друг на друга. Сама же структура композиций может носить циклический, гипнотический характер и использовать разнообразные тембры и эффектны для достижения атмосферности. Такого рода мат-рок примыкает к пост-року и отчасти к фьюжену. Другое дело, что пост-року с его тембральными играми необязательно иметь хитровыдуманные размеры, а мат-року - обязательно. Предвестниками такой музыки являются, например, Soft Machine времен 6-го и 7-го альбомов. Во всех случаях, однако, безусловно важно влияние King Crimson.
Upsilon Acrux "Galapagos Momentum" - 2007. Архетипический образец "технического" мат-рока, бескомпромиссного и беспощадного. Ровный, выдержанный саунд без всяких хитростей, примочек и прочих подсластителей - музыканты играют почти с академической серьезностью. Старт/стопы, хитроумные взбивки и безупречная сыгранность взрывают мозг. Авангардно-кримзонические приемы кажутся на этом фоне вполне уместными. И там и сям встречаются какие-то фишки или почти-хуки, но по большому счету альбом кажется зарядкой для музыкантов, набором физических упражнений - деревьев, за которыми, кажется, не видно леса. Допускаю, что у музыкантов есть собственный Бифхарт или Фрипп, который перед каждой репетицией устраивает им порку. Релиз моих любимых Cuneiform Records, но в этот раз совсем с трудом.
We Be the Echo "Stanislaw Stories" - 2006. Этот мат-рок тоже весьма "технический" - он техничный, сухой, навороченный, перегруженный событиями, сменами темпа, но также и сменами тембра. Кроме прочего, здесь имеются элементы более традиционного прог-металла, и в целом есть ощущение, что вся эта музыка - более user-friendly: заметно и чувство юмора, и стремление к разнообразию. Характер этих лаконичных инструментальных композиций - довольно взбалмошный, иногда даже кажется, что проглядывает дух Заппы. Композиция с глубокомысленным названием "Don't Concentrate on the Finger, or you'll miss the Heavenly Glory" уходит на территории прог-металлической лирики. Думаю, любителям проекта The Aritostocrats такая пластинка должна понравиться.
toe "For Long Tomorrow" - 2009. А вот этот японский бэнд играет самый настоящий мелодический мат-рок. Можно даже сказать: хипстерский. Музыка представляет собой изящное переплетение циклических конструкций, создающих ощущение лёгкости и ажурности - не забывающих при этом про хитросбитые размеры. В изообилии присутствуют акустическая гитара, фортепиано и мелодическая перкуссия, которая в особенности вызывает ассоциации с поздним Gong Пьера Мерлена. Но эта музыка по духу - гораздо более современная и молодёжная, поэтому присутствуют и электронные штуки, и девушковый вокал (временами). Нижний регистр здесь представлен живописным басом и очень активными, блестяще записанными джазовыми барабанами: кажется, можно представлять, как колыхается мембрана у колонок. Музыка вообще радует широтой и богатством тонального диапазона - от деликатных колокольчиков, до смачной и низкой бочки. И всё это находится в постоянном и интригующем движении. Японцы, безусловно, играют очень красивую и доступную, но при этом виртуозную и оригинальную музыку. Другое дело, что через какое-то время её красота может приедаться: треки по большей части кажутся слишком уж декоративными, безоблачными и бесконфликтными. Но, возможно, это уже мой личный вкус, навеки испорченный Капитаном Бифхартом.