В юные годы Слай был одним из главных киногероев (в вопросе "Арни или Слай" - только Слай). Всё что можно было найти и посмотреть - находилось и смотрелось. В подростковых журналах (что это было, "Экран - детям"?) штудировались все статьи по теме и фильмографии. Особенно интриговали ранние фильмы - они казалось какой-то совершенно иной, недостижимой территорией. И вот теперь, много лет спустя, решил, наконец, себя побаловать. Тем более, что многое из ранних работ Сталлоне это - как ни странно, вполне себе "Новый Голливуд". Кстати, в этом плане первый "Рокки" и "Первая кровь" - прямо-таки архетипические фильмы и персонажи из этого разряда. Но их в этой подборке нет.
Ранние ленты Сталлоне - это очень неровный набор. Рядом с не очень удачными лентами вполне солидных режиссёров соседствуют собственные попытки Слая проявить себя в режиссуре, а также откровенная категория "Б" или даже хуже. Нередко сумбурность сюжета вызывает вопросы, но к этим претензиям тут же обязательно найдется цитата самого Сталлоне, который скажет, что фильм был безбожно перемонтирован, ключевые сцены удалены, а авторский замысел - нарушен. Остается только верить. Конечно, зрелым взглядом более заметно, что при всех его амбициях, Слай ни разу ни
Аль Пачино. Он всегда слишком старается, слишком тянет одеяло на себя, не умеет сыграть деликатно и отойти в тень. В общем, слишком часто он уже играет супегероя в не-супергеройских фильмах, и фильмы от этого, конечно, страдают. В этой ситуации оставалось только ждать 80-х - your time hasn't come yet baby, как однажды спел Элвис Пресли. Но всё же мне нравится этот период, и последние четыре фильма в этой подборке действительно порадовали.
Мартин Дэвидсон - Лорды Флэтбуша / The Lords of Flatbush - 1974
Вторая главная роль Слая в кино (про фильм с первой ролью были настолько ужасные отзывы, что я не стал рисковать). Четверо молодых дядек-актёров в образе школьников-переростков, собравших "банду" и теперь мающихся от безделья. Ребята цепляются к девушкам, просиживают штаны в кафе, вызывают друг друга на дурацкие споры, машут кулаками, занимаются мелким воровством и вообще ведут себя по-скотски. Жизнь их довольно скучная, так что никакой особенной интриги или сюжета в этом фильме не наблюдается. Сталлоне с удовольствием царит в роли "босса" и самого беспардонного персонажа из всей компании. Считается, что это "фильм взросления", но на протяжении основной части фильма никаких признаков оного не наблюдается. Саундтрек в духе "псевдо-50-х" тоже аутентичности фильму не добавляет. В общем, здесь, видимо, нужно умиляться (эх, молодость-молодость...), но не выходит.
Пол Бартел - Смертельные гонки 2000 года / Death Race 2000 - 1975
А вот - настоящая категория... даже не "Б", а "В": антиутопия, в которой главным развлечением страны оказываются кровавые гонки со счётом жертв. Гоночные машины с шипами, многочисленные трупы, кровь рекой, карикатурные гонщики, знойные красавицы, а также некие сопротивленцы, которые пытаются противостоять этой богопротивной забаве. Главная роль - Дэвид Кэррадайн, а Слай - в образе главного плохиша, итальянообразного франта. Бюджет у фильма невысокий, динамика, операторская работа и монтаж по нынешним временам тоже кажутся довольно устаревшими, но определенный дешевый шарм у фильма присутствует. Тем более, что одну из красавиц изображает Мэри Воронов.
Норман Джуисон - Кулак / F.I.S.T. - 1978
А вот здесь - вполне серьезное кино от серьёзного режиссера, успевшего поработать в разных жанрах. Это следующий фильм после "Рокки", Сталлоне уже знаменитость, и он хочет расти в серьезном кино, и "Кулак" ему в помощь. Это социальная драма, эдакий "Лицо со шрамом" на тему профсоюза. Фильм рассказывает историю двух друзей, которые пытаются защищать водителей грузовиков от произвола начальства, и постепенно поднимают с колен довольно мощную профсоюзную организацию. Здесь есть всё что надо: и протесты, переходящие в перестрелки; и угрозы от воротил бизнеса, а также, неизбежно, сделка с дьяволом. Игра Слая остается вполне убедительной даже после того, как фильм делает временной скачок на пару десятилетий вперед и ему приходится изображать постаревшего, погрузневшего босса, который продолжает свою борьбу. Может быть, неисключительное, но вполне достойное, запоминающееся кино.
Сильвестр Сталлоне - Адская кухня / Paradise Alley - 1978
А здесь Сталлоне решил перехватить инициативу и сам снял фильм про жизнь в Нью-Йорке 40-х годов. История касается темы нелегального реслинга. Во многих отношениях это продолжение "Рокки" (хотя Слай утверждал, что сценарий был написан раньше), однако здесь действует сразу три главных героя - три брата. Старший - рассудительный интеллигент, средний - честный, но без царя в голове, младший - простой, скромный, но при этом умеющий драться. Как ни странно, Сталлоне играет среднего из них. Надо сказать, я бы накинул фильму балл уже за то, что он показывает историю трёх очень разных братьев. Главный минус, однако, в том, что Слай слишком увлечен собой и своим персонажем, чтобы дать двум другим братьям чуть больше экранного времени, достоверности и глубины; временами герои выглядят слишком уж однозначными. С другой стороны, "Кухню" (или "Аллею") можно рассматривать как своеобразный оммаж ретро-фильмам, где всегда было ясно, кто хороший, а кто - плохой. Блестящая операторская работа Ласло Ковача только усиливает это старомодное ощущение, и я должен признать, что даже при всех оговорках каждый из братьев кажется мне живым и по-своему симпатичным. На мой взгляд, это незаслуженно разгромленный фильм. Но Слаю пришлось спасаться бегством и снимать "Рокки II".
Брюс Мэлмат - Ночные ястребы / Nighthawks - 1981
Когда-то это был едва ли не первый видеофильм в моей жизни, приятно вернуться к нему и вспомнить. Сталлоне играет нью-йоркского копа, который противостоит немецкому террористу, решившему нагнать страху на город. Террориста играет сам Рутгер Хауэр (в своей первой американской роли), и мы получаем весьма интересный экранный дуэт. Сталлоне на этот раз загримирован в бородку и очки, словно для того, чтобы напоминать Серпико, однако фабула фильма гораздо больше напоминает "Французского связного" (третьей частью которого "Ястребы", кстати, изначально и должны были стать). Увы, даже с бородкой и в очках Сталлоне всё равно не может изжить в себе Рэмбо, и его герой просто не выглядит сколько-нибудь интересным - особенно на фоне роскошного, утонченно-злодейского Хауэра. Другая беда в том, что действие получается слишком фрагментарным, из отдельных локаций единый сюжет и интрига выстраиваются не очень успешно. С другой стороны, сами по себе эти локации достаточно оригинальны - погоня в метро и противостояние в подвесной кабинке выглядят эффектно - хотя бы по меркам 81 года. Да и самого по себе экранного дуэта Слай и Хауэра достаточно, чтобы обеспечить "Ястребам" статуса культового коп-фильма категории "Б". Да, до "Крепкого орешка" этому фильму как до небес, но не стоит забывать, что это один из первых боевиков на тему международного терроризма.
Джон Хьюстон - Победа / Escape to Victory - 1981
Американский режиссер-ветеран объединил в фильме тему Второй Мировой и футбола. Немцы предлагают британским военнопленным (которые содержатся в весьма щадящих условиях, по сравнению с евреями и русскими) устроить пропагандистский футбольный матч. Британцы решают согласиться, но при этом набирают в свою команду игроков разных национальностей (включая пленных из Восточной Европы). Возникает идея использовать матч в качестве возможности для побега.
В этом фильме всё должно было быть прекрасно: где еще увидишь в одном кадре Сталлоне, Майкла Кейна (в титрах второй строкой), Макса Фон Зюдова и даже Пеле?! Возможно, беда фильма как раз в том, что он реализован настолько же стерильно и образцово-показательно, как и задуман. Пока мы смотрим футбол, тренировки и распасовки, картина так и не выходит из миролюбиво-благодушного настроения. Финальный матч, безусловно, повышает градус накала, но здесь уже возникает вопрос веры и достоверности. Возможно, "Победа" смотрелась бы лучше, если бы была снята в 61-м (тогда мы получили бы что-то вроде "Большой прогулки" с футболом), но для 81 года кино выглядит слишком благодушно и благообразно. Беда и в том, что такому благодушного фильму не хватает эмоционального центра, по-настоящему "душевного" героя. Сильвестр "пустите-меня-я-всех-порву" Сталлоне на это амплуа явно не тянет. И всё же фильм кажется достаточно тёплым, занимательным и даже жизнеутверждающим, его приятно смотреть - тем более, что в кадре, помимо Пеле, присутствуют лучшие мировые футболисты того времени.
А дальше был "Рокки III", а за ним и "Первая кровь"...