Имею такую слабость - Black Sabbath 80-90-х годов. Поэтому задался целью и постепенно собрал 2-дисковые издания этого периода. Они очень разные по доступности - особенно трудно было достать Seventh Star. Но ни разу не пожалел - в целом снова порадовали и сами альбомы, и материал бонус-дисков. Каждый из альбомов не похож на другие - на четырех изданиях наличествует даже не четыре, а пять разных вокалистов. Теперь хочется верить, что старик Айомми всё-таки напряжется и порадует нас переизданиями оставшихся альбомов с Мартином.
Born Again - 1983
Очень давно не слушал этот альбом. В первые секунды было ощущение, что мне достался бракованный диск, или что мне пробило колонку - абсолютно глухой, ватный звук; ритм-секция практически в кашу. Даже старый левый CD звучит немного лучше, хотя всё равно ужасно. Уверен, если бы альбом был бы нормально записан, впечатление было бы иным. А так - да, богомерзкий плод неправедного кровосмешения; уродливый и нежизнеспособный, но, тем не менее, с характером. Есть откровенно раздражающие вещи (типа Digital Bitch), но есть подзабытые интересности (Keep It Warm). Едва ли не больше всего радуют клавиши Джеффа Николса - пара здешних инструменталов напоминает саундтрек из хорорров 80-х. Да и сам альбом похож на такой же ужастик категории "Б". А что, собственно, плохого в ужастиках категории "Б"? Ничего плохого - колоритный, очень любимый и уважаемый жанр. Бонус-диск ценен, т.к. содержит концертную запись состава с Гилланом. В более четком звуке это звучит поубедительнее. И я даже не имею ничего против Smoke On The Water в исполнении Black Sabbath! Хорошо, что даже такое явление природы было зафиксирован на плёнку.
Seventh Star - 1986
Еще один альбом, который давно не слушал, воспоминания были очень смутные. Оказалось - гораздо лучше, чем я его запомнил. Может быть, это и не Black Sabbath, но вполне достойные упражнения Айомми в мелодичном харде - он доказал, что умеет ничем не хуже, чем Ритчи в поздних Rainbow, даже Расс Баллард не нужен. Здорово и то, что Тони получает возможность расчехлить свой блюзовый арсенал - нередка эта сторона его игры оказывается в тени. Соул-вокал Хьюза для этой музыки оказался более чем удачным, ну и характерный мрак в атмосфере сохраняется, что тоже радует. Есть и романтика, и какие-то элементы фэнтези; нормальный звук и нормальные песни. Расцениваю как недооценённый, незаслуженно обиженный альбом. Бонус-диск ценен, т.к. содержит концертную запись тура в поддержку альбома - но уже со следующим вокалистом, Рэем Гилленом (жалко, что в выходных данных издания его не указали как следует). Голосина у него будь здоров, и с классикой Саббата он тоже справляется на ура.
Eternal Idol - 1987
Альбом, с которого начался период Тони Мартина. Сам период мне нравится, но к этому альбому я не могу проникнуться теплыми чувствами уже давно. Да, после романтик-рока Seventh Star мрак и ужас снова на месте, но песни представляются совершенно не запоминающимися (кроме, разве что, стартовой The Shining). Культ вокруг альбома не вполне ясен. Очень интересно послушать два би-сайда - они выпадают из общей канвы альбома и тем интересны. Бонус-диск ценен, т.к. содержит версию альбома в исполнении Рэя Гиллена. Разница вполне ощутима: вокал Гиллена звучит гораздо мощнее, высокие ноты ему даются легко и просто, демонические элементы - тоже. Характерно, что зловещий смех на композиции Nightmare проник на окончательную (мартиновскую) версию альбома как раз в исполнении Гиллена. После могучего Гиллена Мартин кажется спокойным, лирическим, почти камерным вокалистом - что отнюдь не умаляет моих к нему симпатий.
Dehumanizer - 1992
Камбэк Дио когда-то
вызвал лёгкое разочарование - после сравнений с Heaven & Hell и Mob Rules. Песни, объективно, послабее, но зато - здесь больше мрака и каких-то интересных мелочей вроде фишек на басу или интересных гитарных ходов. Мастерство и класс, безусловно, ощущаются. Возвращение Гизера также не проходит бесследно. Переслушивал с удовольствием и буду переслушивать еще. Бонус-диск содержит версии альбомных песен и фрагменты тура с Дио, ок, пусть будет.