Подборка, собранная за долгий период - аж с прошлого лета. Так что новизна этих десяти фильмов, скажем так, относительная. Да, иногда мы даже ходим в кино или навёрстываем дома премьеры, пропущенные из-за вирусной ситуации. Очень хочется верить, что жанр полного метра всё же выстоит и не развалится под напором пандемии. Для меня это по-прежнему самый привлекательный и интересный формат кино. Из условно свежего больше всего порадовал Гай Ричи и неожиданно - Дени Вильнёв.
Райан Джонсон - Достать ножи / Knives Out - 2019
Просто удивительно, как мало нынче снимается детективов в классическом жанре. Этот фильм вполне мог бы быть экранизацией какого-нибудь романа Агаты Кристи или Конан Дойла (разве что недавняя "Смерть на Ниле" вспоминается). Убийство в английском особняке, герметичная обстановка, узкий круг подозреваемых - всё как положено. Вероятно, проблема в том, что придумать здесь что-то новое крайне сложно, но фильм вполне срабатывает (даже без всякой самоиронии и постмодерна): он хорош и сценарием (в котором есть все положенные неожиданные повороты), и Дэниэлом Крейгом, который вполне убедительно вписывается в роль местного "Холмса".
Гуань Ху - Восемь сотен / Ba bai - 2020
Китайский эпически-героический фильм эпически-героического масштаба. Японцы вторглись в Китай, атаковали Шанхай. По одну сторону реки - опрятная европейская часть, где обитают состоятельные китайцы и неприкосновенные представители западных концессий; по другую - полуразрушенная китайская часть, на которой почти ничего не уцелело - кроме не особо важного склада, который восемь сотен бойцов обороняют в сугубо идеалогических целях. С другого берега за ними наблюдают европейцы и соотечественники из высших слоев населения.
Образцово-показательный военный блокбастер - мощные спецэффекты, впечатляющие панорамы, лихая камера, мощный звук. Такое надо смотреть на большом экране. Здесь всё как по учебнику: если кто-то падает в кадре, то падает со знанием дела, живописно, в специально отведенном месте кадра; если кадре появляется какая-то тряпочка - она обязательно появится в другое время по нужному поводу; если есть пугливый герой - в конце фильма он обязательно наберется храбрости и проявит героизм. Даже белая лошадь бегает, изображая могучий символизм и делая вид, что она знакома с Тарковским. Конечно, дополнительный эффект создает присутствие благополучных "зрителей" на другом берегу реки - эдакое очевидное "метакино", фильм в фильме. "Восемь сотен", очевидно, претендуют на лавры китайского "Райана". В общем-то они не столь плохи - без откровенной мелодрамы, совсем уж дешевого пафоса и грубых манипулиций. Действие тоже выстроено тщательно - ничего не провисает, в каждый конкретный момент этих двух с половиной часов происходящее удерживает внимание на себе. Картина в большей степени страдает от отсуствия интересных персонажей - почти каждый кажется какой-то ходячей схемой. В итоге получается отнюдь не шедевр, но крепко сбитый и динамичный образец "жанрового" кино. Иногда хочется как раз такого - простого и правильного. Еще не Спилберг, но, к счастью, уже не Михалков.
Аарон Шнайдер - Грейхаунд / Greyhound - 2020
А вот - гораздо более камерное, прямо-таки нордическое кино про войну. Удивительное дело: в 2020 году можно снимать военные фильмы и укладываться в полтора часа хронометража. История одного эсминца, который идёт по Северному морю во главе конвойной эскадры, прикрывающей движение группы транспортных судов. В некотором роде, это почти симулятор - мы наблюдаем атаки немецких подводных лодок, выпуск торпед, сбрасывание глубинных бомб, нефтяные пятна, головокружительные манёвры, перестрелки и драматические моменты. Но только почти. Фильм был бы пустой стрелялкой, если не показывал целый ряд не столь заметных, но важных моментов "между строк" - эпизоды внутри команды, процесс принятия решений, непростой выбор. Кто-то может сетовать на то, что герой Тома Хэнкса так и не меняется, но у фильма и нет задачи показать какую-то личную историю. Это скорее "прозводственная драма" - спартанская, короткая и лаконичная зарисовка будней военного флота. Такая же скупая и лаконичная, как и команда капитана: "лево руля!" - "есть лево руля!". Здесь всё и все на своем месте.
Андрей Кончаловский - Дорогие товарищи - 2020
Кончаловский снял как бы острый фильм по реальным событиям: в режимном СССР образца 1962 происходит натуральный бунт. К Новочеркасску стягиваются силы военных и гэбистов. Юлия Высоцкая вполне достоверно играет партийную функционерку и верную коммунистку, несознательная дочь которой втягивается в эти протесты. Возникает вполне резонный конфликт-выбор: дочь или партия.
Кончаловский, кажется, сумел достоверно изобразить южно-советский колорит; отдельное спасибо за прекрасные типажи. Операторская работа, тщательное построение ч/б кадра - тоже на высоте (даже если мы с
nika_sc) заключили, что наличествует явное влияние Павликовского. То есть все задатки хорошего фильма здесь имеются. Однако фильм, к сожалению, никуда и ни к чему не приходит. Затянутый сюжет с поиском могилы (снова напоминающий "Иду" Павликовского) кажется совершенно лишним и нарушающим динамику фильма, и главное - никакого убедительного итога. (Да, и просто поразительно, как в картину про 1962 год могло просочиться упоминание государства Бангладеш. За это отдел по контролю качества надо увольнять сразу).
Кристофер Нолан - Довод / Tenet - 2020
После космоса и Второй Мировой Нолан, как я понимаю, решил вернуться к своим "скрепам" - снял что-то вроде очередного "Начала".
Только в "Начале" пространство заворачивалось в трубочку, а здесь объекты умеют двигаться (и носиться со страшной скоростью) задом наперед. Как всегда, под это подведена какая-то глубокомысленная научно-филофская теория, но она здесь только для важности, никакой погоды не делает. Куда интереснее просто смотреть лихие погони на машинах, которые ездят в обратную сторону. Надо отдать должное Нолану: после всех фильмов о временных коллапсах он додумался придумать что-то действительно новое, и при этом простое и эффективное. "Назад в будущее" со стрельбой и взрывами. Прекрасный саспенс, хорошие актёры и персонажи, практически ничего тормозит и не провисает. Экшн, каким он должен быть в наши дни. Жалко будет, если в недалёком будущем этот формат умрет. Тут уже никакие эксперименты с тканью времени не спасут.
Дэвид Финчер - Манк / Mank - 2020
Большие надежды возлагал на этот фильм. Ещё бы: Финчер + винтажный нуар + "Гражданин Кейн" + Гари Олдмен в главной роли - всё это должно было дать бомбу. Гари Олдмен в роли уставшего алкоголика-сценариста, который сочиняет легендарную картину, конечно, прекрасен. Но его персонаж слишком ленивый и слишком уставший, чтобы вдохнуть какую-то жизнь в эту картину. На самом деле, в фильмах про уставших персонажей ничего плохого нет (вспомнить хотя бы "Внутри Льюина Дэвиса" или "Сломанные цветы"), но кажется, что режиссёр тоже устал - здесь нет ни искры, ни остроумия; только прекрасный Гари Олдмен внутри безупречно стилизованной картинки. Пойду, пожалуй, пересмотрю "Да здравствует Цезарь".
Дени Вильнёв - Дюна / Dune: Part One - 2021
К Вильнёву относился без восторга после довольно безжизненных "Прибытия" и "Бегущего по лезвию". И может быть не так уж случайно, что в этот фильм он вписался на все сто. Да, это пустыня. Она ровная, безжизненная, безжалостная и прекрасная. И эта пустыня у Вильнёва - в главной роли. Здесь ощущение простора, бескрайности. Это, конечно, не "Лоуренс Аравийский", но очень достойная артовая фантастика, которую лучше всего смотреть на большом экране. Мне даже кажется, что Вильнёв воплотил в жизнь мечту Ходоровски и умудрился вписать сюда немного Гигера - очень уж колоритны эти Харконенны. Новомодный Тимоти Шаломе полностью на своем месте в образе юноши бледного. Ну и наши любимцы, червяки, тоже, конечно, блистают. Всё как надо, эпично.
Гай Ричи - Гнев человеческий / Wrath of Man - 2021
Гай Ричи и Джейсон Стэтэм борозды ну никак не испортят. После сатирических "Джентльменов" я ожидал очередную порцию черного юмора, но в здесь мы имеем серьезный и суровый боевик (римейк французского фильма, кстати). Мы наблюдаем, как в депо инкассаторов появляется новый водитель - неразговорчивый, хладнокровный и такой крутой, словно он не инкассатор, а какой-то суперагент. В общем, всё оказывается непросто - тайные интриги и внезапные повороты сюжета. Ричи умеет снимать экшн с шиком и шармом. Мрачная атмосфера, классный минималистичный саундтрек, безупречный Стэтэм, а также изящная игра с точкой зрения - один и тот же ключевой эпизод мы наблюдаем с трёх разных сторон. Всё как в лучшие годы жанра.
Кэри Фукунага - Не время умирать / No Time To Die - 2021
Бонд теперь вынужден жить в тени несравненного "Скайфолла" от Сэма Мендеса. Фукунага, безусловно, далеко не дотягивает, но, по крайней мере, делает нестыдное кино про Бонда, который уже понимает, что превратился в анахронизм. Хорошие шуточки на тему феминизма, несколько хороших динаминчых сцен. К сожалению, ближе к концу история начинает утомлять: и база "Доктора Зло" кажется какой-то неизобретательной (очередной остров, очередные лестницы-корридоры и фабрика по производству чего-то там), да и сам Рами Малек - не самый убедительный злодей. У Мендеса "Бонд" был больше, чем Бонд. У Фукунаги - просто Бонд, Джеймс Бонд. Но вообще-то, в былые годы, с Роджером Муром бывало и хуже, чего уж там.
Уэс Андерсон - Французский вестник / The French Dispatch - 2021
После "Отеля Гранд Будапешт" ожидания от нового фильма Андерсона были весьма высоки. Тем более, сама идея кажется весьма оригинальной: один из самых декоративных режиссёров современности взялся экранизировать периодическое издание (пусть даже вымышленное). Сразу представилась куча изящных безделушек и мелочей: новостные рубрики, реклама, хроника происшествий жанра "попал под лошадь" и какие-нибудь разоблачительные расследования, конечно же. Но режиссёр всё же не стал размениваться на мелочёвку и решил работать в более крупном формате. Получился альманах из нескольких продолжительных сюжетов, связанных между собой сценами в редакции журнала. Как всегда, радует остроумие, ирония Андерсона, безупречно выстроенный кадр (каждый можно хоть на стенку вешать), изобилие лучших актёров и главное - любовь к жанру, к стилю, ко всей этой тёплой ламповой старине, которая здесь так бережно и дотошно воспроизведена (я уверен, реквизитор здесь - следующий по значимости после режиссёра и оператора). Но всё-таки что-то здесь потеряно. Мне кажется, в лучших фильмах Андерсона даже среди самых вычурных декораций всегда обитала какая-то настоящая, а не картонная эмоция; что-то, берущее за живое. Этот же фильм в большей степени кажется упражнением в стиле ради самого стиля и упражнения. Но при столь высоком художественном уровне даже этого немало. Да, ведь действительно оказывается, что в исхоженном формате полнометражного фильма всё еще могут происходить открытия и находки.