Еще одна подборка отсмотренных телеспектаклей - кроме прочего, хорошая возможность вспомнить кое-что из классики советской сатиры и юмора. После такого смело замахнулись с
nika_sc на Вильяма, нашего, Шекспира.
Карло Гоцци / Евгений Вахтангов - Принцесса Турандот - 1963
Возрождённый спектакль Вахтангова с обновлёнными шуточками и подколами актёров - вроде "Васе величество" Ланового (только успели посмотреть спектакль, как его не стало). Яковлев в комедийном образе Панталоне просто прекрасен (как и другие чиновники). Всё это кажется по-своему милым, трогательным; эдакая невинность давно ушедшей эпохи, к которой можно испытывать теплоту. Но того бурного смеха, который постановка, видимо, должна была вызывать, сегодня она не вызывает.
Освальд Заградник / Олег Ефремов - Соло для часов с боем - 1973
Есть такой формат фильмов про детей, где режиссёр использует детей для манипуляции зрителем: они такие трогательные, беззащитные, каждый обидеть может, слеза ребёнка. А если ребёнок проявляет интеллектуальные способности выше среднего - тоже вызывает умиление. Ребенко-манипуляция. Аналогичная история, кстати, с животными. Зверо-манипуляция. Теперь мне ясно, что бывает и пенсионеро-манипуляция. Когда берутся такие умилительные старички, страдающие от болячек и притеснений молодых, и делается примерно то же самое.
Конечно, для 73-го такая критика будет несправедливой. Долгое время старики существовали в советских произведениях только для того, чтобы, покряхтев, дать дорогу молодым и признать силу перемен. "Соло для часов с боем", поставленное по пьесе словацкого драматурга, возможно, несло в себе долю откровения: оказывается старорежимные привычки, стариковские причуды и воспоминания молодости - это тоже ценность, имеющая право на существование! Сейчас оценить художественную ценность произведения сложно (особенно вкупе с лобовой драмой "ты старик, мы молодые, нам нужна жилплощадь!"), но можно оценить игру актёров, и она выше всяких похвал. Очень жаль, что само произведение сохранилось гораздо хуже, чем эта игра.
Аркадий Арканов, Григорий Горин / Валентин Плучек - Маленькие комедии большого дома - 1973
Вот ведь как интересно: постановка того же самого года, а выглядит ощутимо живее, свежее и острее, чем "Соло для часов". Мне кажется, что можно было бы ввести термин "новая волна советской сатиры". Жванецкий, Горин, Арканов, Измайлов - вот эти прекрасные, ещё не замшелые молодые люди, которые смели всю форматность, правильность и заскорузлость советских сатиры и юмора, которые не менялись, кажется, еще со времен НЭПа. Мне гораздо проще взаимодействовать с этим, потому что это уже та сатира, которую я застал в своем детстве 80-х годов (что, возможно, лишний раз говорит о том, насколько фундаментальными были эти перемены). Другое дело, что вся эта проблематика, вся эта предметная область сегодня кажутся не просто устаревшими, а ещё и непонятными без дополнительной справочной информации. Про постановки такого рода вполне можно было бы написать том примечаний, сравнимый с тем, который Набоков написал к "Онегину". Но вот прекрасные актёры, к счастью, в комментариях не нуждаются. Замечательная возможность снова увидеть Миронова и Папанова в комедийном формате - хотя и в разных сценах - это просто какой-то подарок из прошлого, очень ценно.
Аркадий Райкин - Люди и манекены - 1975
Продолжение темы: ещё немного сатиры "новой волны". Райкин в собственном кинобенефисе, сложенном из разных сюжетов и монологов, и нанизанном на условную линию с главным героем-таксистом. Я не совсем застал Райкина, и мне трудно представить, какое количество его фраз и шуток вошло в народный обиход - я просто вырос во всём этом, не задумываясь, откуда оно взято. Даже в большей степени, чем "Маленькие комедии", монологи-диалоги в здесь выглядят очень неровно: некоторые вещи кажутся совсем уж замшелыми и устаревшими, от некоторых просто падаешь с дивана, надрываясь. Некоторые сентиментальные, с претензией на жалость, вставки тоже можно убрать без сожалений. Но те, которые по-настоящему смешные, дорогого стоят. Тем обиднее, что главный автор этих монологов, Жванецкий, упомянут в титрах практически через запятую. Но половина успеха здесь - его заслуга. 50% острой, молодой и свежей сатиры, 50% классической актёрской школы Райкина. Вместе они могут устроить ураган.
Лев Толстой / Марк Розовский / Георгий Товстоногов - История лошади - 1975
А вот здесь, напротив, трудно поверить, что это аж 1975 год, а не какой-нибудь 1985-й. Настолько это смело, свежо и не похоже и ни на что. "Холстомер" Толстого - правильное, но на редкость скучное и дидактичное произведение. Кто бы мог подумать, что эту лошадиную историю не только можно поставить на сцене, но и вытащить её на совершенно новый уровень. Вообще никакой зверо-манипуляции: это пьеса не про зверей, а про людей. Здесь всё здорово - и сатирический эффект, который возникает, когда одни и те же люди играют и людей, и лошадей; блестяще схваченные и воспроизведенные лошадиные повадки и, конечно, игра всех актеров. В особенности, конечно, Евгений Лебедев. Это безупречная игра, выше всяких похвал. При всём этом, конечно, спектакль мучителен и беспощаден; он оставляет воспоминания, от которых содрогаешься. В своем (сравнительно небогатом) театральном опыте ничего похожего вспомнить не могу.
Уильям Шекспир / Тим Кэрролл - Двенадцатая ночь - 2012
Снова "Двенадцатая ночь". Версия "Глобуса" выдержана в более традиционном формате, чем спорная версия с новомодными гендерными играми от National Theatre. Тот факт, что, как и в традиции, всех женщин играют актёры-мужчины, скорее добавляет постановке комизма и традиционности, нежели что-то там переосмысляет на новый лад. Изящная и остроумная комедия с блестящей игрой актёров, в числе которых на этот раз оказался Стивен Фрай. Было нескучно и смешно.
Уильям Шекспир / Грегори Доран - Ричард II - 2013
Историческая драма, заглавную роль в которой блестяще исполнил Дэвид Теннант. Ничего не знаю про "Доктора Кто", но здесь он выглядит безупречно. Замечательная актёрская игра: тирания, предательство, гордость проигравшего. Да и все остальные актёры не уступают; за игрой каждого (даже за исполнителем роли садовника) можно следить отдельно, получая удовольствие. Замечательно то, как ловко в картине меняются "положительные" и "отрицательные" роли. Одна из лучших постановок Шекспира, что я видел к настоящему моменту.